Интересный материал о редакции «специальной литературы», которая до августа 1991 года в строжайшей тайне работала под крышей книжного издательства «Прогресс» под неустанным контролем КГБ.
Пара цитат: "Со стороны Запада критика продолжалась постоянно, и лишь книги, а отнюдь не газеты, давали объективную информацию. Иной раз как было? Приезжали к нам в страну «друзья» из левых партий, жали руки, улыбались, а потом уезжали и начинали выступать с критикой. Надо было знать, сколь искренни они."
"После 1968 года от поддержки нашей политики многие коммунистические партии – итальянская, испанская, французская, английская – перешли к критике СССР. Это беспокоило наших руководителей больше, чем классическая антисоветчина со стороны буржуазии. В принципе, тенденция появилась раньше, сразу после ХХ съезда, когда в кругах, близких СССР, наметился отход от нас. Дальше – больше. Усугубили Венгрия, Берлинская стена, Чехословакия. Но прежде всего дело Даниэля и Синявского, разнос, который Хрущёв устроил Андрею Вознесенскому, исключение Солженицына из Союза писателей. В его защиту, помню, выступил даже коммунистический еженедельник «Леттр франсез» во главе с Луи Арагоном. Но это всё было на поверхности. В глубине был конфликт, касающийся еврокоммунизма. Его идею поддерживали итальянцы, французы, испанцы. Но по-разному. Тут между компартиями были разногласия. Итальянцы более критически относились к СССР, чем ФКП. Их идея была в том, что коммунисты Европы должны проводить свою политику, независимую от политики СССР. Принимать её во внимание, но быть самостоятельными. За всеми этими дискуссиями мы следили очень пристально. Достаточно сказать, когда в 1961 году я начал работать в международном отделе ЦК, одна из первых подготовленных мной аналитических справок была именно о еврокоммунизме…
И вот в 1978 году парижское издательство «Эдисьон сосьяль» выпускает книгу «СССР и мы». Авторы – Александр Адлер, Морис Декайо, Клод Фриу, Франсис Коэн, Леон Рабель. Последние двое – мои близкие друзья. Коэн был корреспондентом «Юманите» в Москве ещё в начале 1950-х, когда я работал во французской редакции Московского радио. Рабель – русист, филолог, доктор наук, толковейший человек. Ещё, слава Богу, жив… И вот они выпускают эту книгу. Первым мне об этом сообщил Загладин (ответственный сотрудник международного отдела ЦК КПСС). «Вышла книга наших друзей. Критикуют». Конечно же, решено было подготовить её специздание в «Прогрессе». Одновременно ЦК решило ответить в прессе, так как это была уже открытая линия французских коммунистов против политики КПСС. Амбарцумов и Бурлацкий выступили в «Коммунисте» с её резкой критикой.
Оглядываясь назад, скажу: очень объективная книга. Надо было бы прислушиваться всерьёз к мнению друзей, которые относились к нам искренне и хотели построить у себя социализм на французский манер. Открыто, честно, но в то же время деликатно они писали, с чем не согласны в экономике, в государственном строительстве, в демократии… Когда я отправлял эту книгу в спецрассыл, думал, что к ней реально прислушаются в нашем ЦК. Ценность в том, что она посвящалась реальным проблемам, была беззлобная, но и не льстивая."
Journal information