Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Ещё к вопросу детских сказок


Оригинал взят у starodobro в Воспитание сказкой должно быть осознанным!
Думающие родители весьма ответственно подходят к выбору чтения для своих детей. Но что касается сказки, особенно народной, уверенность в ее пользе и безвредности у пап и мам абсолютная и безоговорочная. А зря! Роль сказки в формировании будущего человека, в становлении его личности бесспорна. Но также ли бесспорно ее позитивное влияние? Какие есть причины для беспокойства?

Итак, есть несколько вещей, которые родители должны четко осознавать:

Во-первых, сказка влияет прямиком на подсознание. А значит контролировать этот процесс почти невозможно.

Во-вторых, детьми сказка воспринимается не как выдумка, а как реальность, и поэтому вызывает абсолютное доверие. Следствие – проецирование сказочных ситуаций на жизненные.

В-третьих, несмотря на простоту сказки, в ней зашифрованы сложные морально-этические категории. Их неправильная расшифровка ведет к формированию неправильных представлений о взаимоотношениях в обществе.

В-четвертых,утверждая победу добра над злом, сказка часто освящает насилие как средство борьбы со злом. Это некое воплощение небезопасного тезиса, что цель оправдывает средства.

В-пятых, в сказке наблюдается очень четкая привязка добра к внешней красоте, а зла к внешнему уродству. В жизни такая закономерность далеко не всегда проявляется.

Значит ли это, что теперь надо прятать сказки подальше от детей? Вовсе нет. Просто читая детям сказки, не нужно лениться пояснять им некоторые образы и понятия, послушать их оценки. Если же дети умеют читать и сами садятся за книжку, родителям стоит обсудить с детьми прочитанное. Это позволит направлять восприятие детей в безопасное, позитивное и, конечно же, полезное для их развития русло.

Повторимся, что сказки воспринимаются детьми очень живо и эмоционально. По большей части маленькие слушатели ставят себя на место главных героев, сопереживают им и могут даже предлагать свои варианты развития событий, исходя из своего видения ситуации. При чтении стоит ненавязчиво акцентировать внимание на сострадание ближним, на помощь, которую следует оказывать попавшим в беду. После прочтения книжки стоит поинтересоваться, что в ней больше всего запомнилось, понравилось и почему.

В какой-то степени сказки формируют и характер человека, и его восприятие окружающего мира. В них дети погружаются во взрослую жизнь, но особым, волшебным образом. В этой жизни, наряду с трудностями, с которыми сталкиваются персонажи, дается и способ их преодоления. Здесь же прекрасно показано, как выбор человека может повлиять на последующие события в его жизни. На примере героев волшебных историй можно вырабатывать смелость ребенка, его целеустремленность, веру в добро. Вместе с ним можно сделать вывод о том, что безвыходных ситуаций не бывает, для выхода из них надо приложить старание.

У каждого ребенка есть своя любимая сказка. Он готов ее слушать изо дня в день. После нескольких дней он уже начинает помогать в рассказе, а потом и вообще пересказывает наизусть. В этом случае вместе с памятью развивается и речь. Со временем интерес может измениться, поэтому всегда нужно поддерживать в маленьком человеке стремление к реализации себя, как личности положительной. От родителей зависит, на каких историях растет человек. Стоит ли говорить о том, что выбранные книги должны соответствовать возрасту, обязательно иметь счастливый конец и, после прочтения которых, всегда оставалось желание читать их вновь и вновь.

Иногда у детей случаются проблемы, которые можно решить лишь очень корректным обращением к нему, к его душе. Все это опять-таки поддается решению через сказку. Каждый малыш индивидуален, и к каждому нужно найти свой подход. Бывает и так, что возникшую проблему эмоционального плана приходится преодолевать через волшебные истории. Для этого предлагается ситуация, схожая с реальной проблемой. И маленький слушатель, вникая в историю, будет дистанцироваться от нежелательной модели поведения. Для чересчур хвастливого карапуза подойдет история о Зайце-хвастуне, жадному было бы неплохо послушать о рыбаке и рыбке, робкому же о трусливом Зайце. Однако в данном случае ни в коем случае нельзя проводить явные параллели между героем истории и ребенком. Можно просто помочь ему с обсуждением услышанного рассказа.

Но не всегда могут подойти готовые сказки. В некоторых случаях приходится побыть и сочинителем. Казалось бы, что ничего придумать уже невозможно, все сюжеты известны, и обыграны не по одному разу, но стоит лишь приступить… Естественно, выбирается главный герой, в роли которого и выступит сам ребенок. Конечно же, и помещается он в соответствующую среду, простую жизненную или волшебную, это не принципиально. А чтобы у слушателя создалось определенного рода настроение, стоит и начать так, как начинаются все такие истории, то есть с некоторого царства, некоторого государства. Сюжет может быть абсолютно любым, и задействованы могут быть все книжные и выдуманные персонажи, и даже стульчик для кормления, на котором восседает любимая принцесса. Слушая такие истории и дополняя их, маленький человек становится еще и автором удивительных приключений, сам того не подозревая.

Не стоит отдавать воспитание ребенка на откуп телевидению. Было бы лучше посидеть с ним хотя бы некоторое время, почитать книжку, может быть обсудить какие-то проблемы, волнующие его. И, конечно же, ничто так не сближает, как сказка, рассказанная на ночь, добрая, светлая, очищающая и успокаивающая душу. ;)

Tags: культура, педагогика, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments