Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Прогнозируемая жизнь пророка

Оригинал взят у moscowfix в Прогнозируемая жизнь пророка
Рассказывают, что когда в Россию приехал создатель «Звездных войн» Джордж Лукас, он заявил, что мечтает познакомиться с маэстро Клушанцевым. Чиновники от кино лишь недоуменно пожали плечами: «А кто это? Не знаем такого».

В 1980-е, когда Клушанцев ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. Знаменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни (до 1999 года) ютился с женой в тесной петербургской коммунальной квартире. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно любому режиссеру-фантасту.
Ученики Клушанцева с «Леннаучфильма» вспомнили о нем к его 90-летию. Был выпущен фильм-посвящение «Павел Клушанцев - к звездам» (реж. А. Ткаля). Позже о нем стали писать (Харитонов Е.В., Щербак-Жуков А.В. На экране - Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». Москва: В. Секачев, 2003).
Все биографы Павла Клушанцева отмечают, что он - один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на Западе закрепилась репутация именно режиссера-фантаста.

Фильм, выпущенный о Клушанцеве, можно купить через Интернет. Вот как его продвигают на английском и французском языках:
«Павел Клушанцев вырос в годы революции. Как юноша, обладающий особыми талантами, он смог развить свое творчество, став художником своего времени и мастером спецэффектов в кинематографе. Он никогда не разделял идей коммунизма. Но в отличие от многих других, он сумел избежать репрессий. Его талант был его лучшей защитой. В одном из редких интервью, зафиксированных на пленке, он говорит: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог. Это всегда меня спасало».

Коротенькую официальную справку о Павле Клушанцеве можно найти на страничке Федерального государственного унитарного предприятия «Творческо-производственное объединение «Леннаучфильм»:
«Павел Владимирович Клушанцев (1910-1999) - предтеча мировой космической кинофантастики. Режиссер, оператор, сценарист, мастер комбинированных съемок. Свои знаменитые фильмы о космосе он начал снимать задолго до запуска первого искусственного спутника Земли (1957): «Метеориты», «Вселенная», «Тайна вещества», «Дорога к звездам», «Планета бурь», «Луна», «Марс». Признанный мастер комбинированных съемок американец Роберт Спотак писал о нем: "...Появлением на экране масштабных сцен в космосе мир обязан не космическим войнам Лукаса и Кубрика, а русскому режиссеру Павлу Клушанцеву"».

Собственно вся жизнь Павла Клушанцева есть доказательство отсутствия пророков в нашем отечетве. По данным его биографа Евгения Харитонова, даже в НИИ киноискусства было весьма проблематичным найти хотя бы мало-мальски подробные биографические сведения о Клушанцеве, а потому восстановить историю его жизни оказалось очень непросто.
Окончив в 1930 году операторский факультет Ленинградского фототехникума, Павел Клушанцев попал по распределению на киностудию «Белгоскино», на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на «Ленфильм». Здесь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика, а позже организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на «Леннаучфильм»).
В этом цехе с небольшой командой единомышленников и началось изобретение и освоение «фирменных клушанцевских» кинотрюков. Многим идеям помешала реализоваться война. Клушанцеву пришлось снимать военно-учебные фильмы на киностудии «Сибтехфильм».
По окончании войны Клушанцев не вернулся на «Ленфильм», а устроился оператором и режиссером-постановщиком на скромную Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Техническая база «Леннаучфильма» была одной из беднейших в Союзе, но именно здесь по-настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа.
После войны Павел Клушанцев поставил более ста научно-популярных фильмов и сюжетов.
Первые фильмы Клушанцева не выходили за рамки своего жанра. Но уже в 1951 году в фильме «Вселенная» учебно-познавательный рассказ о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодей-
ствии превратился в увлекательное повествование с чудесным изобразительным рядом о прошлом, настоящем и будущем Вселенной.
«Вселенная» имела успех и принесла авторам премию VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.

А в 1957 году Клушанцев стал автором научно-популярного и фантастического фильма «Дорога к звездам». Фильм был высоко оценен и получил премии I ВКФ (Москва) и I МКФ научных и технических фильмов в Белграде (1958). «Дорога к звездам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, ее закупили в США, где она была показана по CBS в рамках сериала «20-й век». Увидел эту картину и Стенли Кубрик. Восхищенный мастерством русского режиссера, в «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Много позже в одном из интервью Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи», Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».

Тогда же у Клушанцева родилась идея поставить исключительно игровую фантастическую ленту об экспедиции на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». В результате работы над лентой в основу фильма была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру - впервые в истории кинофантастики.
Выход картины на экран был задержан. На генеральном просмотре министр культуры Екатерина Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была такой: советская женщина-космонавт не может плакать!

Фильм «Планета бурь» вышел на большой экран в 1961 году. Появление картины удачно совпало с полетом Гагарина. Картину критиковали. Прежде всего - за лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с киношным комсомольским пафосом. Хотя в фильме были задействованы неплохие актеры, например Георгий Жженов, для которого «Планета бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей.
Но, как отмечает Евгений Харитонов, люди, их характеры и взаимоотношения не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики. И это Клушанцеву удалось. «Планета бурь» стала хитом сезона. Зритель визжал от восторга.

В фильме было все, что нужно. И героико-исследовательская романтика, и динамичность действия. И погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов. Наконец, есть весьма впечатляюще и натурально изображенные динозавр и гигантский птеродактиль (Спилберг еще не думал о «Парке юрского периода»), на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана.

В истории нашего кино лента осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, огромный успех «Планета бурь» имела в США. Много позже, в 1968 году, Питер Богданович поставил фильм «Путешествие на планету доисторических женщин». Его фильм оказался перемонтированной «Планетой бурь», а говоря проще - плагиатом. В 1996 году журнал «Американский кинооператор» заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу».
О том, что в США до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и недавняя лента «Миссия на Марс». Критики отметили ее сюжетное сходство с «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований.

О «Планете бурь» регулярно пишут и вспоминают в Голливуде. На родине же после шквального огня критики Павел Клушанцев зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся к научно-популярному кино.

Спустя несколько лет Клушанцев поставил блистатель­ные популярно-фантастичес­кие фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». Мне самому приходилось слышать такую шутку: если бы Клушанцеву в свое время дали хотя бы десятую долю денег Кубрика, то советские космонавты сели бы на Луну раньше американских. А заодно и на Венеру с Марсом.

«Луна» в 1966 году получила Золотую печать города Триеста на IV МКФ фантастических фильмов. Постановочная грандиозность картины космического будущего, реальность образов поражают и сегодня. По этой же схеме выстроен и сюжет «Марса».

В 1970 году Клушанцеву присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Потом он прожил еще 29 лет.

Вот один из примеров отношения Клушанцева к жизни и к будущему. Однажды Клушанцева спросили:
- Павел Владимирович, а если сделать фильм о вас, о вашей жизни?
- Слушайте, ну кому это интересно? Я принадлежу к тем людям, которые принесли пользу и умерли, а потом о них говорят: «Ах, это изобрел и применил Иван Иванович!», - а Иван Иванович вчера уже умер.

Биограф Клушанцева утверждает, что американский специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Спотак приезжал в Россию специально, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съемок. «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», - сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссера два выпуска подряд.

Клушанцев удивлял не только иностранцев. Удивлялись и соотечественники еще при его жизни. В одной из сцен его фильма появляется ракета, макет которой был разработан Клушанцевым лично. Когда режиссера спросили: «Откуда вы взяли форму ракеты?», он ответил: «Сам придумал».
Ракета оказалась точной копией проекта Королева, который вскоре посмотрел готовый фильм Клушанцева, слушая его комментарии.

В своих фильмах 1950-х и начала 1960-х годов Клушанцев предвосхитил все то, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика: выход в космос, стыковку станций, высадку на небесных телах и другое.

Клушанцев не только снимал фильмы. Он еще и писал. Ему принадлежит около десятка детских научно-популярных книг. Самые известные из них - «Станция Луна» и «К другим планетам». Почти все они посвящены загадкам космоса и перспективам освоения космического пространства и планет человеком. Многие выросли на этих книгах. Один мой знакомый, профессиональный астроном, как-то признался: «Одно из самых ярких впечатлений детства. Мне семь лет. В нашей сельской библиотеке натыкаюсь на красивую, огромную и таинственную книгу «О чем рассказал телескоп». Это было как чудо. Я ее подхватил и понес, и, честно, иду, несу и говорю чуть ли не вслух: какое сокровище! Никому тебя не отдам, съем, а не отдам! Читал взахлеб и в результате заполучил «звездную болезнь» - увлекся астрономией. Навсегда».

http://www.inoekino.ru/review.php?id=20

Tags: культура, русское, цитаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments