"...Патриотизм и национализм есть не только не синонимы, но и во многом противоположные вещи. Патриотизм есть лояльность стране, в особо тяжёлых случаях - государству. Национализм есть лояльность народу (в нормальном мире в этом случае говорят о нации и гражданском национализме), в особо запущенных случаях - лояльность национальности (в нормальном же мире в этом случае говорят об этносе и этно-национализме).
Собственно, в Украине так исторически и сложилось, что украинская идентичность предполагает национальную лояльность, а идентичность русская существует в парадигме лояльности патриотической. Причём опять же исторически так сложилось, что у нас и национализм, и патриотизм воплотились именно что в наиболее запущенных вариантах: национализм этнический, а не гражданский; а патриотизм в первую голову государственный, а уже потом территориальный. Отсюда и само противопоставление украинский-русский есть противопоставление в первую очередь ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ, а всё прочее - язык, история, ментальность, религия - в этом смысле есть не более, чем соответствующая дискурсу атрибутика.
...Говоря в тексте о украинцах и русских, мы имеем в виду именно что вот это идеологическое различие - националистического и патриотического мировоззрений. Которое оказывается чрезвычайно существенным в реакциях на события тех и других.
То, что для украинца воспринимается как "власть была плохая, вот и прогнали, чего такого-то", для русского есть растаптывание основ - "больше нет закона". С точки зрения русского это крах и страны тоже, это "теперь можно всё" и "всё пропало". И кстати эта, русская точка зрения есть куда более реалистическая, нежели спокойное анархическое разгильдяйство украинца, для которого государственность есть что-то такое дополнительное, а уж никак не жизненно необходимое.
Собственно, украинцы и правда что не понимают, "а чего такого-то" - ну, прогнали плохого гетьмана, будет другой гетьман, чи не незадача! Последующее крушение всего, всех связей и институтов, вплоть до очевидного территориального расползания страны, в сознании украинца никак не связывается с произошедшим. Для него даже потеря Крыма - и та есть что-то такое отдельное от уничтожения властных институтов. Украинцу в этом случае главное найти виновного, и тем самым закрыть вопрос - москали и Путин гадят, а мы тут ни при чём, мы всё правильно сделали. И физика с её третьим законом Ньютона, про действие и противодействие - нам не указ.
Кстати, о Крыме. Заметьте, насколько украинцы легко, если не сказать легкомысленно, отнеслись к потере Крыма, вплоть до "не больно-то и надо". Да и в случае с Донбассом голоса "да и пусть себе проваливают, достали" тоже звучат уже всё громче и чаще. Что, в общем-то, более чем понятно: в смысле территориального фетишизма националистический дискурс всё же завязан в первую очередь на "своих" или "чужих": та земля, где "свои", есть сакральная, и за неё глотки рвутся без раздумий, а вот земля с "чужими" это уже дело такое: есть - хорошо, нет - ну, неприятно конечно, но пережить можно.
Для патриота "восточника" такое отношение немыслимо. И поэтому как раз на Востоке отторжение Крыма стало национальной трагедией, позором, с которым очень тяжело жить дальше, и о котором даже говорить получается лишь с нескрываемой горечью. Восточно-украинский патриот при словах с украинской стороны про "не больно-то и надо" просто цепенеет, и воспринимает такую позицию как откровенное предательство. С его точки зрения люди, которые ТАК относятся к территориальным потерям своей страны, украинцами называться попросту не имеют права. А если они какие-то "ненормальные" украинцы, но при этом корчат из себя "настоящих", и ещё и имеют наглость учить патриотов жизни - то... может, ну их, может и правда что отправиться вслед за Крымом?
Понимаю, со стороны воспринимается как чрезвычайно извращённая логика. Но я ведь и говорю, что у нас мы имеем дело с весьма запущенным случаем, чрезвычайно отягощённом государственностью. Что особенно ярко проявилось в упомянутом выше отношении к смене власти и государственному перевороту.
Но и с другой стороны логика ничуть не менее извращённая. Ведь тяжёлый случай у нас не только с патриотизмом, но и с национализмом тоже. Этно-национализм по принципу несёт в себе архаическую, аграрную логику селянина, для которого максимальный горизонт планирования это клочок земли и ближайшие соседи, и для которого сами внешние связи и взаимовлияния есть что-то не просто непонятное, а и вовсе инопланетное..."
(Нашёл в Сети)
Journal information