Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Чувство превосходства




Рассуждения
Б.Стругацкого о демократии и нацизме лишь по форме выглядят верными. В них, кроме существенных ошибок (о которых будет сказано ниже) содержится одна неявная, но важная подтасовка.

Принципиальное различие между гитлеровским нацизмом и советским социализмом (прежде всего, сталинского образца) заключается в том, что нацизм имел своей целью получение всевозможных благ, прежде всего материальных, для высшей расы - за счёт других народов, признаваемых неполноценными. Народы "второго" и "третьего сорта" порабощались или уничтожались во имя процветания "великой германской нации".

Советский социализм также был тоталитарным, однако на этом всё сходство и заканчивается. Русская действительность переработала социалистическую утопию точно так же, как переработала любые иные вероучения - в соответствии с исконным русским духом: распространение социалистического строя на все государства и народы. Причём не с целью улучшения положения русских за счёт других, но ради всеобщего блага - помощь в построении общества, которое считалось наиболее справедливым. Прежде всего - с точки зрения рабочего класса, который, по фантасмагорическим убеждениям Маркса-Энгельса-Ленина являлся самым передовым.

Народы как СССР, так и входившие в сферу его влияния, во многих отношениях жили лучше чем русские (кстати, это один из самых любимых постулатов наших узколобых националистов). Достаточно было побывать в Прибалтике или на Кавказе в советское время, чтобы в этом убедиться. Или съездить в так называемые "страны социалистического содружества".

Более того. Советское руководство было готово помогать деньгами и оружием любому государству, вдруг начавшему использовать про-коммунистическую риторику. Не на деле, на словах! Что же до афганской экономику, когда были введены наши войска, то туда вкладывались огромные средства - в ущерб, разумеется, самим русским, отрывая их от нашего и без того не особо богатого бюджета. В Афганистане строились больницы, НИИ, университеты, дороги... Также следует вспомнить, как весь Советский Союз горбатился на стройке огромного порта в Клайпеде, туда вкладывались поистине астрономические суммы - хотя даже в Политбюро понимали, что Прибалтика - отрезанный ломоть, народы полностью чуждой нам культуры (в том числе и политической). Самый огромный и современный завод по производству грузовиков был построен не в России, а в Татарстане. У советского руководства всегда существовала негласная установка - русские и не должны жить лучше остальных. Чтобы у других был стимул к нам тянуться - мол, стараемся не для себя, для других. Время показало, что произошло обратное... Тянутся к тем, кто побогаче, кто умеет пустить пыль в глаза, выгодно преподнести себя, предстать в яркой упаковке.

Разве всё это не коренное отличие социализма и нацизма?

Второй, весьма важный с философской точки зрения ляп Стругацкого (которого, признаться, никак от него не ожидал - видимо, сказывается период почти фанатической увлеченности творчеством обоих братьев, через которое прошёл в подростковом возрасте) - обвинение как нацистов, так и коммунистов в высокомерно-презрительном отношении к другим. Нацистов - к низшим расам, коммунистов - к несовершенным обществам, куда ещё следует принести свет познания самой высокой и передовой теории, марксистко-ленинского вероучения. Якобы, это их уравнивает. Он заявляет:

"Не путайте национализм с патриотизмом! Патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – неприязнь к чужому. Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов – бывают лишь плохие и хорошие люди. Националист же всегда мыслит категориями «свои-чужие», «наши-ненаши», «воры-фраера», он целые народы с легкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.

Это важнейший признак фашистской идеологии – деление людей на «наших и ненаших». Сталинский тоталитаризм основан на подобной идеологии, поэтому-то они так похожи, эти режимы – режимы-убийцы, режимы – разрушители культуры, режимы-милитаристы. Только фашисты людей делят на расы, а сталинисты – на классы."


В этом рассуждении неявно предполагается не только гнушение сталинизма и нацизма "иным", но - это самое главное - что где-то существуют особенные высокоразвитые общества, не делящие людей на "наших" и "ненаших" - по какому-то своему, специфическому признаку. Таких обществ нет, никогда не было, и, Бог даст, никогда не будет. Отклоняясь в сторону выскажу надежду, что человечество никогда не объединится под одной общей верой. Ибо такое единое, изоморфное человечество тут же начнёт строить новую Вавилонскую башню. Разнообразие человечества, "цветущая сложность" избавляет его от демонических устремлений.

Действительно, у русских, есть специфическое чувство превосходства - если, конечно, в случае с нашим менталитетом вообще можно говорить о высокомерии. Но пусть оно будет, хорошо, допустим. Коммунисты действительно несколько свысока смотрели на общества, где пока не был построен "самый совершенный и передовой строй". Однако выдающемуся фантасту почему-то не угодно замечать, что современные западные демократии исключительно высокомерно относились и к социализму советского типа (хотя и было за что), и к российской монархии, и к любым традиционным обществам Востока, Азии и Африки. Западный человек вообще исключительно высокомерен. Нас, славян, он уж точно не готов признать за полноценных людей. Мы к тем же таджикам относимся не в пример лучше. А что, нормальные ребята - пусть цивилизуются, получат образование, и вперёд. Афганцы, китайцы, арабы, русские, африканцы для идеализированного обоими Стругацкими Запада - ничуть не менее чужие, "ненаши", чем для советского человека всякие реакционные буржуазные капиталисты. А на мой взгляд - и поболее. Вот пара подходящих цитат, источники приводить не буду:

"В течение трех столетий несклонный к рефлексии Запад со спокойной совестью использовал рабство. Макс Вебер, отмечая, что "приобретение европейскими государствами колоний повело к накоплению в метрополиях колоссальных богатств", указывает на массовый вывоз рабов как на одну из доходных статей. Общее число вывезенных невольников "достигало населения крупной европейской державы ХVIII столетия. Наряду с черными существовали также и белые полуневольники, которых было особенно много в североамериканских английских колониях..."

Формула "Россия - тюрьма народов", "основана, отмечает Кожинов, на поистине странной слепоте или, скажем так, забывчивости. Ибо не надо быть специалистом в области этнографии, дабы знать, что в силу уникально благоприятных для жизни людей географических условий (гораздо более благоприятных, чем российские) Западная Европа с давних времен влекла к себе массу различных племен, и к тому историческому моменту, когда французы, англичане и немцы начали создавать свои государства, на землях, где воздвигались эти государства, жило великое множество различных этносов - кельтских, балтских, славянских и т.д.

Их имелось не меньше (если не больше), чем на территории России. Однако в течение веков они были стерты с лица земли посредством самого жестокого давления со стороны трех господствующих этносов или даже прямого физического уничтожения.

Не секрет, что преобладающая часть всей топонимики (названий местностей, рек, гор, даже городов и селений и т.д.) Франции, Великобритании и Германии не является французской, английской и немецкой. Более того, даже общее название “Великобритания” происходит от кельтского народа бриттов (а не германского англов); точно также самая большая часть Германии – Пруссия – это территория стертого с лица земли наиболее значительного и культурного балтского народа – пруссов . И, между прочим, нет никакого сомнения, что если бы немцы в давние времена смогли надолго подчинить себе и земли восточнее Немана, то и от других балтских этносов – литовцев и латышей – уцелели бы, в лучшем случае, только названия (кстати, стоит в связи с этим подумать о судьбе данных народов в составе России...).

Сравнение даже в самых общих чертах этнической истории стран Запада с этнической историей России показывает, что даже в ее центральной части на протяжении веков жили, росли и крепли вроде бы совсем “чужие” русским народы – башкиры, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты, чуваши и др., а на окраинах столетиями сохранялись даже и самые малочисленные этносы в несколько тысяч или даже в несколько сот человек.

На Западе же многие десятки народов либо вообще исчезли, либо превратились к нашему времени в своего рода этнические реликты (как шотландцы, валлийцы, бретонцы, гасконцы, лужичане и др.). Ныне только два народа, живущие на территории крупных западноевропейских стран, продолжают отстаивать себя как еще живые силы – ирландцы (в британском Ольстере) и баски (в Испании и Франции). Много лет они ведут борьбу за элементарную национальную автономию...

И если уж называть Россию “тюрьмой народов”, то, в точном соответствии с логикой, следует назвать основные страны Запада не иначе, как “кладбищами народов”, а потом уж решать, что же “лучше” – тюрьма или кладбища..."


Кроме того, история последних 20 лет также доказывает, что во внешней политике Запад не особенно склонен к толерантности. Он так и продолжает считать себя выше других, вправе командовать теми, кто слабее. Для него, точно так же, как для нацизма (кстати, порождение того же Запада), ничуть не меньше существуют понятия «свои-чужие», «наши-ненаши», «воры-фраера». Так от какого же идеала "всеобщего равенства" отталкивается Борис Стругацкий? Где он его нашёл?

Следует добавить в заключение, что внутреннее, глубинное ощущение собственного превосходства, деление на "своих и чужих" - совершенно нормальное, естественное чувство, которое досталось нам от животного мира. Оно необходимо для выживания. Каждый человек- в той или иной степени - считает себя лучше других, хотя и не все отдают себе отчёт, готовы в этом признаться. Разумеется, это ощущение варьирует в связи с различной культурой, оно может находиться совсем в глубине души, а может подниматься на поверхность и проявляться с самой грубой силой, но оно есть решительно у всех. Смешно полагать, что либеральная демократия (кажется, именно её почитает эталоном в своих рассуждениях наш автор?), постулирующая свободную конкуренцию индивидов между собой, культивирующая у каждого из них чувства превосходства (достаточно вспомнить назойливый рекламный слоган "Ведь ты этого достоин!") ухитрилась обойтись без этого психического феномена. Без сомнения, его возможно преодолеть - но не социальным переустройством общества, не усовершенствованием законодательства и общественных институтов, но, в первую очередь, христианской аскетической практикой. Однако жить в человеческом обществе, а равно и среди других народов без него затруднительно. Повторяю, оно необходимо для элементарного выживания, преодоления конфликтов и жизненных трудностей. Монах-затворник в лесном скиту может позволить себе каяться в грехах и всячески бороться с этим ощущением, почитая его проявлением бесовской гордыни, но жить в обществе совсем без него нельзя. Чуть не забыл: наш отшельник будет считать свою веру самой лучшей))) И смотреть на другие религии с чувством превосходства... Они же не имеют аналогичного арсенала средств преодоления чина естества)))

Нельзя ощущать себя хуже других. Что же касается равенства, то это вообще фантастика. Его никогда не было, нет, и не будет. Уж кому, как не фантасту об этом знать!

У каждого человека и народа есть повод, чтобы превозноситься. Он - залог позитивного самоощущения, правильной самооценки. Горе тому, кто будет стараться их поколебать!

Мы, русские, ни разу не националисты, как бы считаем всех людей созданиями Божьими. И мы знаем это, и не любим национализм в других. Но в данном-то отношении, в глубине души мы всё равно считаем себя выше. Как равно и в другом, специфически-русском. Откроем знаменитую речь Достоевского на открытии памятника Пушкину - там найдётся много материала на сей счёт)) Всемирная отзывчивость русского (которой, естественно, ни у кого нет), и всё такое...

Возвращаясь к социализму, замечу, что нам удалось преодолеть уничижительное отношение коммунистов-троцкистов (да, собственно, и К.Маркса) к России и всему русскому. Русский социализм был формой объединения людей доброй воли, способом достижения всеобщего блага. Даже назвавшись строителями коммунизма, мы были готовы жертвовать собой ради других. И, кстати, жертвовали. Можно ли сравнивать наш социализм с германским нацизмом?

Что же до того, что и нацизм и социализм были режимами-убийцами, то и здесь Стругацкий допускает ошибку. Репрессивность их весьма отличается, имеет качественно разную природу. Нацизм ищет и уничтожает врага как для объединения своих адептов, так и для улучшения качества их жизни. Что же до социализма, то без подавления собственных граждан он не может существовать.
Tags: Восток - Запад, Запад_как_он_есть, Россия, антибунтарство, русское, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments