Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

"Позорная связь с замужней дамой"

Оригинал взят у krutina в Торговая империя Елисеевых

История купеческого дома Елисеевых – отечественный пример построения первоклассной торговой сети.

Зимой 1812 года в поместье графа Шереметьева было многолюдно. Гости мило проводили время, ворковали на французском (о будущей разорительной войне с Наполеоном никто и не помышлял) и, разумеется, хорошо закусывали. В разгар застолья на десерт подали свежую землянику, что привело гостей в восторг. Граф вызвал своего садовника и спросил о самом главном его желании. Тот попросил дать ему… вольную. Через 12 лет этот талантливый садовод уже был владельцем многотысячного капитала, дома на Биржевой линии и дорогого винного магазина.

Текст Ольга Артемьева

По правде говоря, история с пирушкой у графа Шереметьева – это красивая легенда. Возможно, у графа и был садовник Петр Елисеевич. Также вполне вероятно, что гостям довелось попробовать его земляники. Однако известно, что этот человек не был графским крепостным, т.к. принадлежал к экономическим крестьянам, поэтому вряд ли просил вольную у графа. Впрочем, все, что случилось потом – чистейшая правда.
Петр Елисеевич Елисеев заложил основу благосостояния знаменитой династии российских предпринимателей, торговцев, банкиров и общественных деятелей. Их фирма держала в Петербурге, Москве и Киеве шикарные магазины, имела собственные пароходы и винные подвалы за рубежом.

В 1813 ГОДУ Петр Елисеев с женой и тремя сыновьями перебрался из Ярославской губернии в Санкт-Петербург. Здесь на Невском проспекте он открыл торговлю колониальными товарами – виноградными винами, фруктами и другими заморскими яствами. Врожденная предпринимательская сметка и общий подъем экономики России после победы над Наполеоном позволили Петру Елисееву достаточно быстро развернуть свое дело и добиться огромной прибыли.
Сыновья продолжили дело отца. В 1843 году они организовали Торговый дом «Братья Елисеевы», капитал которого составлял уже около 8 млн. рублей – огромные по тем временам деньги. Елисеевы имели за границей прекрасную репутацию коммерсантов, в России им не было равных. Братья владели многочисленными складами, расположенными в известнейших винодельческих областях Европы, в том числе, на о. Мадейра и в Бордо. Товары перевозили в Россию на собственных грузовых пароходах.
Торговая марка «Братья Елисеевы» предлагала товары высокого качества и служила своеобразной рекламой и визитной карточкой ее владельцев, пользуясь завидным доверием покупателей. Фирма получила признание на международных выставках, и многие известные торговые дома Европы стремились завязать с ней прочные отношения. Закупленные партии вин после выдержки в собственных подвалах и розлива в бутылки (розлив делали вручную, до 15 000 бутылок в день) посылались в Лондон, Бордо и Нью-Йорк. Площадь винных подвалов только на Васильевском острове была поистине огромной – более 90 тыс. кв. м.
Иностранные вина были главным предметом торговли фирмы, но имелся еще один «профильный» продукт – масло оливковое и прованское. Его очищали методом отстаивания в мраморных цистернах и подавали в готовом виде при определенной температуре. Только у Елисеевых масло не фильтровалось, а отстаивалось, что давало гарантию наивысшего качества. Были в фирме также большие кофейное и чайное отделение, шли поставки сардин и сыра. Товарищество имело небольшой водочный завод в Петербурге, колбасный – в Москве, шоколадный цех, самостоятельные отделения по вареньям, мармеладу, уксусный и масляный цехи.
Один из братьев, Григорий Петрович, был прекрасным управленцем. Он быстро наладил прямые отношения с лучшими торговыми домами за границей и развил торговлю внутри страны в «главнейших провинциальных городах». Фирма постоянно расширялась, но коммерсанты смотрели еще шире.

Григорий Петрович Елисеев

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ братьев Елисеевых позволил им разглядеть перспективность развивающегося в России банковского дела. В 1864 году Григорий Петрович Елисеев, объединившись с пятью единомышленниками, выступил с предложением создать в России частный банк. В этом же году Александр II написал на подлиннике Устава: «Быть по сему». Таким образом в России возник первый акционерный банк – Петербургский частный коммерческий банк. С самого начала организация стала приносить чистую прибыль. За первые 14 мес. работы она составила 250 тыс. руб. Всего же за полвека своей деятельности (до первой мировой войны) только 4 года были для банка убыточными, все остальные – прибыльными. За это время основной капитал вырос в 6 раз. Петербургский частный коммерческий банк впервые ввел платежи чеками вместо наличных денег. Весь 1865 год в России был только один частный банк, и лишь в июне 1866 появляется Московский купеческий банк, среди учредителей которого были небезызвестные Третьяков и Морозов.
Направив свои капиталы в финансовый бизнес, Елисеевы не прогадали. Они фактически стали управлять несколькими крупными российскими банками и страховой компанией.
Семейство Елисеевых занималось и благотворительностью. За время своей кипучей деятельности два поколения этих предпринимателей пожертвовали столько, что перечисление их меценатских порывов достойно отдельной статьи. На Васильевском острове была открыта Елисаветинская богадельня «для лиц из петербургского мещанства и купцов», со временем там стало проживать 140 человек. 150 детей обучалось в бесплатной женской рукодельно-хозяйственной школе. Более 100 тыс. руб. было пожертвовано на приют в Ораниенбауме. На протяжении нескольких десятилетий Елисеевы были благотворителями петербургской общины сестер милосердия. Разные представители рода Елисеевых построили и содержали много церквей, больниц, приютов, различных учебных заведений и библиотек. Проявлялась забота и о служащих собственной фирмы: сотрудникам щедро платили, их детей определяли в училища профессионального обучения, а престарелых устраивали в дом призрения, специально построенный на средства фирмы.

Григорий Григорьевич Елисеев

САМЫМ ЯРКИМ представителем третьего поколения Елисеевых можно смело назвать Григория Григорьевича Елисеева, возглавившего семейный торговый дом в 1892 году. Он родился, когда отцу было уже за шестьдесят, и был поздним и любимым ребенком. Отец относился к нему с той нежной любовью, которую обычно проявляет к внуку дед, видящий в нем своего ближайшего друга, пусть маленького, но самого искреннего. При этом шутками-прибаутками все дело не ограничивалось. Отец сам обучал младшего сына навыкам коммерции, стремясь передать весь опыт, накопленный за многие годы, и неустанно повторяя, что у Гриши большое будущее. К нему приглашали лучших преподавателей, учили языкам и наукам.
Григорий Петрович умер в возрасте 88 лет, став за это время отцом семерых детей, главой семейной компании и получив чин статского советника, который давал право на потомственное дворянство. После смерти отца именно младший сын Григорий Григорьевич унаследовал большую часть капитала – более миллиона рублей. В 1896 году между Григорием и его старшим братом Александром произошла размолвка. Александр Елисеев отказался от управления торговым домом, посвятив себя финансовой деятельности, и единственным владельцем фирмы стал Григорий Елисеев. Под его руководством она достигла небывалого расцвета. Вместе с женой Марией Андреевной Елисеев учредил торговое товарищество и в первый же год увеличил его оборот с трех до шестидесяти четырех миллионов рублей.

ФРАНЦУЗСКИЙ ТРИУМФ. Супруга Мария Андреевна была первой помощницей мужа. Дочь купца первой гильдии, старинного друга Елисеева-старшего, она знала толк в торговом деле. Каждое утро Мария Андреевна приходила в главную контору фирмы Елисеевых и принималась за дела: проверяла счета, вела деловую переписку. Именно ей пришла в голову идея – отправить в Париж на выставку коллекцию старых французских вин, хранившихся в елисеевских подвалах. Французы пришли в восторг от их качества, и Григорию Григорьевичу была присуждена золотая медаль «За выдержку французских вин». По случаю этого события был дан обед в его честь в ресторане на Эйфелевой башне.
В конце XIX века товарищество Елисеева ввозило в Россию четверть всех импортируемых вин. Было решено открыть собственные фирменные магазины в Петербурге и Москве. Приехав в Москву, Григорий Григорьевич выкупил старинный особняк князей Белосельских-Белозерских, расположенный на углу Тверской и Козицкого переулка. По приказу Елисеева особняк был обшит тесом, чтобы никто не видел, как идет строительство.
Москва терялась в догадках. Одни говорили, что строится мавританский замок, другие доказывали, будто воздвигается индийская пагода, а третьи утверждали, что это будет языческий храм Бахуса. А Елисеев готовил москвичам сюрприз.
Теплым летним днем 1901 года был отслужен молебен в честь открытия заведения с вывеской «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». На торжество собралась вся московская знать. Когда деревянная обшивка была снята, перед собравшимися предстала воплощенная мечта гурмана – роскошный гастроном, ассортименту которого позавидовали бы лучшие королевские дворы Европы. Чего здесь только не было! Аравийский кофе и цейлонский чай, лимбургский сыр и индийские пряности. Имелись даже французские грибы трюфели, которых еще не пробовали московские гурманы.

ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА Григорий Елисеев открывает фирменный гастроном в Санкт-Петербурге, роскошью убранства и ассортиментом превосходящий московский. Специально для его освещения из Казанского собора была доставлена икона Казанской Божьей Матери. На торжественное открытие опять собралась вся знать, а широта и размах мероприятия опять потрясли обывателей. Позже подобный магазин открылся в Киеве.
Сплетники с придыханием обсуждали богатство удачливого предпринимателя: «Вы слыхали, на балу у Елисеева всем гостям вручали «сувениры»: дамам – золотые браслеты, украшенные драгоценными камнями под цвет волос; блондинкам – с сапфирами, брюнеткам – с рубинами, а кавалерам – брелоки с золотыми монограммами»… Да, Григорий Григорьевич не был обделен ни коммерческим успехом, ни деньгами. Но, как это часто бывает, семейное счастье Елисеевых не задалось.

ОДНАЖДЫ на вечере, устроенном Петербургской купеческой управой, Григорию Елисееву были представлены купец второй гильдии Василий Васильевич Васильев с супругой. Эта встреча оказалась роковой для семейного счастья Елисеевых. Элегантная Вера Васильева с первого взгляда покорила сердце самого богатого и знаменитого российского купца. Они стали встречаться. Супруга, узнав о романе мужа, потребовала немедленно прекратить «позорную связь с замужней дамой». Но Григорий отказывался говорить на эту тему.
Отношения с детьми накалились до предела. Отец, желая заставить их обратиться к делам торгового товарищества, лишил их материальной поддержки. Мария Андреевна, имевшая свою долю в капитале товарищества, стала помогать детям вопреки воле мужа. Кроме того, она передала свои деньги на хранение шурину – старшему брату Григория Александру. Рассерженный Елисеев подал на брата судебный иск. Однако окружной петербургский суд в иске Елисееву отказал. Кроме того, на него была возложена существенная выплата судебных издержек в размере 2100 рублей.

ПОСЛЕ СУДА между супругами Елисеевыми состоялся тяжелый разговор. Григорий пытался объяснить жене всю глубину своего чувства к Вере Федоровне и просил развода. Оскорбленная Мария Андреевна категорически отказала мужу. Но Елисеев решил не отступать.
В 1913 году было устроено грандиозное празднество по случаю 100-летия торгового дома «Братья Елисеевы». К трем часам на молебен и праздничный обед в главную контору фирмы были приглашены все ее служащие, от директора товарищества до мальчишек-рассыльных. А вечером в здании Дворянского собрания по случаю торжества собрались четыре тысячи гостей. Представителей знаменитой династии пришел поздравить весь высший свет, включая петербургского губернатора. А из всего семейства Елисеевых, некогда большого и дружного, гостей встречали лишь Григорий Григорьевич да его тринадцатилетняя дочь Машенька. Ни Мария Николаевна, к тому времени жившая уже отдельно от мужа в доме на Песочной набережной, ни сыновья Елисеева не присутствовали на торжестве. Не было среди присутствующих и «виновницы семейного разлада» Веры Федоровны Васильевой, которая к тому времени уже развелась с супругом.
Это был последний праздник, устроенный Елисеевым в Петербурге. Отношения с семьей окончательно разладились, Григорий Григорьевич снял для Веры Федоровны двенадцатикомнатную квартиру и стал открыто появляться с ней в обществе, а Мария Андреевна, по-прежнему отказывавшая мужу в разводе, была отправлена сыновьями лечиться в Германию: любое упоминание о муже вызывало у нее нервный припадок.
Летом 1914 года новоиспеченная пара отправилась на юг Франции. По возвращении домой у Григория состоялся последний разговор с женой – та пригрозила покончить с собой, если муж не прекратит романа. Через неделю она попыталась осуществить свою угрозу, бросившись в воды Невы, но, к счастью, ее успели спасти. Еще через несколько дней она попыталась вскрыть себе вены. Сыновья теперь боялись оставлять ее и постоянно находились рядом. Но Мария Андреевна твердо решила свести счеты с жизнью: однажды утром ее нашли мертвой – она повесилась на полотенцах.
Сыновья, считавшие отца виновником гибели любимой матери, не желали с ним общаться. В день похорон они отказались от отцовского наследства. Елисеев на похоронах не был, не прислал даже венка. А через три недели после похорон жены обвенчался с Верой Федоровной в своем родовом имении в Екатеринославской губернии. Узнав об этом, сыновья публично отказались от отца и потомственного дворянства.

НАСТУПИЛ 1917 ГОД, и Григорий Елисеев был вынужден покинуть Россию. Вместе со второй супругой он перебрался во Францию, где в живописном парижском предместье у него оставалась вилла. Здесь пара прожила больше двадцати лет. Неожиданно для себя Елисеев, рабочий день которого был когда-то расписан по минутам, увлекся выращиванием… кувшинок и много времени проводил в саду. Впрочем, это был не первый его опыт в растениеводстве: еще до революции он разводил известную по всему югу России рожь «Елисеевка».
Все имущество товарищества «Братья Елисеевы» и личная собственность его владельца были конфискованы и национализированы. Капиталы, нажитые трудом династии талантливых предпринимателей, канули в революционной бездне. Двое сыновей Григория Григорьевича – Григорий и Петр остались в советской России, другие уехали за границу.
Григорий Григорьевич бесконечно скучал по сыновьям. Прошло больше двадцати лет, прежде чем ему удалось переправить письмо старшему сыну Григорию, который, по слухам, работал в одной из советских больниц. Но ответа от сына Елисеев так и не получил. А вскоре пришло известие о том, что Григорий и Петр были расстреляны как враги народа. Трое других сыновей также не поддерживали отношений с отцом, и последние годы его жизни прошли в полном одиночестве – Вера Федоровна умерла на три года раньше его.
Григорий Григорьевич Елисеев скончался в 1946 году и похоронен вместе с супругой на русском кладбище Святой Женевьевы под Парижем. Так закончилась столетняя история династии самых знаменитых российских купцов, сумевших, благодаря собственному таланту, упорному труду и неиссякаемой энергии, выйти из крепостных крестьян и добраться до вершин финансового благополучия.

Елисеевский магазин в 1950-е годы
http://www.newagent.spb.ru

Tags: М_и_Ж, Россия, история
Subscribe

  • (no subject)

    Недостаточно того, чтобы власть приняла решение и начала его навязывать обществу. Важно и то, что общество было готово с этим смириться. Поддаться…

  • О депрессии и Христианстве на Руси

    1. Почему неправ Патриарх, назвавший причиной депрессии неверие в Бога. Вера в Бога (которая в наших реалиях целиком и полностью сводится к…

  • (no subject)

    Встречаются утверждения типа: " Президенту NN приходится делать XX, потому что иначе ему не удержаться во власти". Это высказывание основывается на…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments