Вот родился ребенок. Он ничего об этом мире не знает. Задача родителей – знакомить его с этим миром, как в нем все устроено, что в нем есть, какие бывают причины и следствия.
Довольно часто родители про это не в курсе. И ожидают, что ребенок «сам должен все понимать». Такое представление о ребенке, его способностях и возможностях может быть осознанным и не осознанным.
И вот такой родитель встречается с тем, что ребенок делает что-то, что в понятии родителя плохо, опасно или неприлично. Что он делает? Орет, бьет, наказывает. Объяснения в таких отношениях отсутствует. Зачем что-то объяснять и рассказывать? Он же все должен сам понимать! А если не понимает, значит, сволочь, издевается надо мной!
Что происходит с ребенком: он пугается до смерти, и он учится в этих условиях выживать. Он учиться угадывать, чего хочет родитель. Да-да, чего хочет родитель, а не как мир устроен. А иначе ему снова грозит испуг до смерти. Потребность в безопасности становится актуальной, а вот потребность в развитии и познании мира уходит на задворки психики. Такие дети плохо учатся, плохо контактируют с окружающим миром. Весь их организм ищет безопасности. И они учатся предсказывать поведение других людей.
Потом они вырастают. В их лексиконе нет вопроса «что происходит?», единственный вопрос «как себя защитить?».
Повезло тем, кто нашел способом защититься именно учебу, книги, науки. Такие дети в поисках безопасности становятся очень умными взрослыми, профессорами, учеными, интеллектуалами. Мир знаний – это их защита. Но в то же время, они не могу использовать это знание для выстраивания отношений с другими людьми. Потому как по-прежнему их способ взаимодействовать – это предсказать и обезопасить себя.
Если такой человек сталкивается с тем, что он не может знать чувств, желаний и мыслей другого человека, он бессознательно попадает в страх, их которого пытается выбраться новыми и новыми попытками угадать. Это – стратегия выживания.
Самое трагичное, что он и от других того же начинает требовать – знай мои желания, чувства, мысли. Если не знаешь – то не любишь, издеваешься, не ценишь. И поиски своей собственной безопасности превращаются в услужливость. Угадал – молодец. Не угадал – будешь отвергнут. Часто у такого человека нет интереса к другому, единственный интерес – это не пострадать. И он может интересоваться вами только для того, чтобы соломки подстелить или вовремя вооружиться.
Вот так и возникает фактор, способствующий пограничности, шизоидности и нарциссической травме: я вижу только свой мир лишь потому, что мне все время нужно себя защищать. Мир другого мне интересен только в силу того, чтобы предугадать, опасен он для меня или нет.
Если нет интереса к другому, нет возможности выстроить картину мира, в которой есть не только я, но и другой Другой.
Я говорю: жестоко требовать от другого человека знать его мысли, чувства и желания. Тем более от ребенка…
(Нашёл в Сети)
Journal information