"Увлечение кодами, шифрами, тайными знаками, сигналами и секретными языками обычно появляется у детей после 7 лет и расцветает, иногда становясь настоящей страстью, в период между 8 и 11 годами.
В это время дети любят читать истории о всяких зашифрованных посланиях, пытаются запомнить азбуку Морзе и с живым вниманием слушают рассказ экскурсовода в музее о том, как перестукивались узники старинной тюрьмы. Они изобретают свои собственные шифры и даже пользуются тайными языками, на которых можно по-настоящему разговаривать.
Почему это происходит?
Во-первых, для ребенка 7-10 лет владение кодами, шифрами, тайными языками – свидетельство его интеллектуальной компетентности. Это позволяет ему почувствовать себя более умным по сравнению с младшими детьми. Мальчики больше любят коды и шифры, а девочки предпочитают тайные языки, которые они используют гораздо более ловко, чем мальчики.
Во-вторых, ребенок хочет почувствовать себя взрослым. Быть взрослым – это значит быть непрозрачным для других людей, иметь право сохранять тайны своей жизни, доверяя их только некоторым. Ребенок, наоборот, очень открыт, его внутренние состояния легко прочитываются взрослыми, поскольку на его физиономии обычно все написано и у него практически все можно выспросить. Недаром среди взрослых признаком инфантильности человека является его наивная готовность все рассказывать.
В-третьих, появление личной тайны позволяет ребенку прочувствовать свое «Я» как замкнутое, отделенное от окружающего мира вместилище своей внутренней жизни, недоступное для других людей. «Я», обладающее тайной, не впускает тех, кто «не-Я», внутрь себя, не отдается им целиком, и они не могут познать и контролировать извне это «Я» полностью, несмотря на свою силу и влиятельность.
В-четвертых, обладание секретной информацией делает ребенка весомее и значительнее. Недаром дети часто хвастаются друг перед другом тем, что знают важные секреты.
И, наконец, тайны – это способ сплотиться с избранными, с друзьями. Секретный язык позволяет прилюдно сообщать тайную информацию «своим», и одновременно сохранять ее недоступной для всех остальных (других компаний сверстников, взрослых, младших). Общая тайна сплачивает ее обладателей, усиливает чувство «Мы». Этим же инструментом нередко пользуются и взрослые, когда пытаются создать общий фундамент во взаимоотношениях с ребенком: «Пусть это будет наш с тобой общий секрет!»
По книге М. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»"
Journal information