Классики марксизма упрощали проблему.
То, что они называли "надстройкой", духовная атмосфера общества не монолитна, но противоречива в самой себе. И уж конечно она не вторична от "базиса".
В ней есть как бы две противостоящие стороны: консервативная, обеспечивающая преемственность и стабильность - и устремлённая в будущее, обеспечивающая развитие, вдохновляющая на разрушение старого, отжившего и помогающая прорасти новому. Разумеется, они должны находиться между собой не только в борьбе, но и единстве - иначе прогресс общества будет непропорциональным, сдвинется в сторону крайности, начнёт разрушать важное, без чего не обойтись - Вечные ценности.
Типичный пример проявления прогрессивной стороны духовной надстройки - мода на музыку, да и вообще любая мода. Именно мода (причём в самом широком смысле) позволяет прорасти новому. Она как бы указывает направление развития. Люди чувствуют это влияние, особенно молодёжь - именно поэтому для неё так важно слушать самую новую музыку и носить "актуальную" одежду. По этой же причине те сословия общества, которые были связаны с сохранением Традиции - прежде всего, представители церкви - всегда осуждали как возникновение нового, так и молодёжь в целом. И не только молодёжь - Иоганна Себастьяна Баха вызывали в Духовную Консисторию, где судили за музыку, обвиняя в том, что своей новизной она может вести к нечестивым помыслам. Осуждали даже новые музыкальные обороты. В том же самом протестантские пасторы обвиняли Джерри Ли Льюиса в конце 50-х. Собственно, с точки зрения строгой Традиции, любая новизна есть разврат. Искусство воспитания подрастающего поколения в том, чтобы обеспечить баланс, гармоничное сочетание как традиционного, так и нового.
Эта музыкальная атмосфера, постулирующая новое - а также новые, невиданные ранее одежды, новые танцы и новый сленг - позволяют молодёжи психологически дистанцироваться от старшего поколения, не смотреть на мир через шоры. Именно молодёжь разрушает старое и позволяет обществу идти вперёд. И вдохновляет её на такое разрушение мода, то есть "прогрессивная" сторона духовной надстройки.
Все эти тенденции существовали и раньше, в традиционной культуре, но не были так ясно выражены, как сейчас, когда прогресс стал столь стремительным. Отсюда и быстрая смена модных тенденций практически во всём.
Развитие общества осуществляется отнюдь не за счёт борьбы классов. Оно напрямую связано с потребностью в удовольствии и экономии энергии, а попросту - лени. Противоречивость духовной "надстройки" общества связана с двойственностью человеческой натуры - стремлению к постоянству и новизне. Никогда не пробовали питаться одним блюдом две недели?
Классики марксизма заблуждались в самом основном - отсюда и неверные выводы относительно всего остального. Впрочем, их можно понять - надо же было как-то оправдать социалистическую революцию. То есть насильственный захват власти.
Journal information