Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

ПРАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ - ДОРОГА В НИКУДА


...Ни одно общество ни в прошлом, ни в настоящем не может существовать без идеологии. В том или ином виде она присутствует в каждом обществе, явно или скрыто, так как тесно связана с системой ценностей, доминирующей в общественном сознании. В постсоветский период слово «идеология» в нашей стране стало непопулярным. Но на самом деле вместо коммунистической идеологии нам сейчас явно предлагают иную систему общественных ценностей.

...Д.Ж.: Вы имеете в виду ценности так называемого западного общества и западного образа жизни?

М.Б.: Да, именно они предлагаются нам сейчас в виде единого цивилизационного стандарта, включающего в себя как определенное мировоззрение, так и определенную систему ценностей. Причем предлагается такая система в качестве цели долгосрочного развития. Эти ценности нам и советуют заимствовать или, если угодно, имплантировать в нашу социальную среду.

Но что представляет собой западное общество на сегодняшний день? На протяжении ХХ века его система ценностей коренным образом изменилась. Разумеется, официально об этом никто не заявлял, но фактически от идеалов демократии, свободы и социальной справедливости Запад дрейфовал к идеалам так называемого «общества потребления». Конечно, его ценности на определенном этапе развития капитализма были важным фактором, обеспечивающим рост производства и способствовали повышению благосостояния населения в развитых индустриальных странах. Однако со временем - начиная приблизительно с 60-х годов ХХ века - непрерывный рост потребления из средства развития превратился в общественном сознании Запада в самоцель.

Д.Ж.: Прежние идеологические цели Запада - стремление построить гармонично развивающееся демократическое общество, в котором не будет «униженных и оскорбленных», оказались отброшенными.

М.Б.: Уровень удовлетворения разумных потребностей во второй половине ХХ века на Западе был в основном достигнут. Тогда-то и произошла смена идеологии. Потребление стало самоцелью, а показатели его роста стали восприниматься как основной критерий оценки общественного развития.

Более того, потребление в качестве доминирующей новой цели стало довлеть над всеми прочими системами ценностей, постепенно подминая их и вытесняя из общественного сознания. Это привело, в первую очередь, к дехристианизации Запада. Религия как таковая перестала соотноситься с потребностями капитализма. Она оказалась ненужной, так как призывает к самоограничению и провозглашает духовные цели неизмеримо более высокие, нежели потребление. Этот эффект постепенной, но неуклонной дехристианизации Запада хорошо описан в нашумевшей книге Патрика Бьюкенена «Смерть Запада».

Так же, как и другое следствие торжества идеологии потребления - значительное снижение рождаемости в странах «золотого миллиарда», приводящее в итоге к демографическому спаду и старению нации. Ничего удивительного в этом нет: с точки зрения идеологии потребления, рождение и воспитание детей уже не является главной общественной ценностью. Дети «мешают взрослым жить» и потреблять столько, сколько им хотелось бы; они являются фактором ограничения потребностей взрослых, а общество нового типа стремится снять эти ограничения. Отсюда - беспрецедентный рост числа бездетных пар на Западе, то есть преобладание семей, не желающих заводить детей.

...Современное западное общество отличается от всех предшествующих цивилизационных систем еще и тем, что главным движителем его идеологии является не государственная пропаганда или религия, а коммерческая реклама. Сейчас на Западе на нее тратят во много раз больше, нежели любое тоталитарное государство (включая СССР) тратило на свою пропаганду. И по степени активности и эффективности воздействия на индивидуальное и общественное сознание современная массовая реклама неизмеримо превосходит коммунистическую агитацию. Превосходит настолько, что здесь, на мой взгляд, возможно такое сравнение: в коммунистическом обществе пропаганда была для человека чем-то вроде моросящего дождя, а в современном обществе потребления реклама поглощает человека, как океан. Люди чаще всего даже не отдают себе отчета в том, что постоянно находятся под воздействием рекламы...

...и радио, Интернет и глянцевые журналы внедряют в головы людей идеалы общества потребления и ничего иного. В результате на Западе сейчас считается просто неприличным ездить больше двух лет на одной и той же машине и носить один и тот же костюм более года. Идеология потребления заставляет людей покупать как можно больше и как можно чаще. Причем то, что приобретено, уже через год-два считается устаревшим, вышедшим из моды, будь то одежда, автомобиль или домашняя мебель.

...каждая следующая приобретенная машина должна быть в среднем дороже предыдущей, так же, как каждый следующий костюм или галстук. Прекращение роста грозит серьезным кризисом. Поэтому главное, что обещают политики, - это рост потребления. А к этому пристыковывается все остальное.

Например, война в Ираке обсуждается сейчас в США преимущественно с одной точки зрения - способствует ли она росту американской экономики или нет. Если способствует - значит все хорошо, войну можно продолжать. А если нет, то, быть может, ее стоит прекратить. Такие критерии, как международное равновесие и поддержание мировой стабильности, отошли как минимум на второй план. Американцев волнует не это. Их волнует преимущественно один вопрос: « А сможем ли мы завтра потреблять еще больше, чем сегодня?».

Такие общественные ценности девальвируют моральные категории. По той же причине, по какой они разрушают религию. Мораль - это средство самоограничения. А для безудержного роста потребления никаких ограничений быть не должно. И в Ирак американцы на самом деле несут отнюдь не демократию, а идеалы общества потребления. И тут они сталкиваются с местными традиционными общественными идеалами, основанными на религии, семейных ценностях и так далее. Традиционные общества (будь то исламские, буддийские или какие-либо другие) пока противостоят натиску идеологии потребления, и поэтому Запад стремится их сокрушить.

...Д.Ж.: Получается, что рост потребления - самодовлеющий процесс. Но каково же будущее «общества потребления»?
М.Б.: Самодовлеющий в полном смысле этого слова. Ради обеспечения постоянного роста потребления Запад готов нести большие расходы. Например, в США и Западной Европе государство тратит колоссальные средства на выплаты пособий безработным и иммигрантам, поскольку если им не платить социальные пособия, они не смогут потреблять. А они должны, просто обязаны это делать, иначе замедлится экономический рост.

С точки зрения идеологии, о которой мы ведем речь, человек выступает в одном-единственном качестве - в качестве потребителя. Индивид оценивается как покупатель, он хорош настолько, насколько много потребляет. И все прочие явления (в том числе в культурной жизни) оцениваются только с этой точки зрения. Книга - по числу проданных экземпляров, кинофильм - по числу проданных билетов и видеокассет. На Западе противостоять идеологии потребления сейчас пытаются только традиционалисты, опирающиеся на религию. И на них система обрушивается всеми силами.

...Нужно разъяснять людям, что никакой демократии и свободы Запад не предлагает - он предлагает только идеологию потребления.
...Наши соотечественники должны осознать объективную реальность. А она состоит в том, что упорно рекламируемая западная идеология потребления - это путь в никуда. Это путь к утрате не только национальной, но и индивидуальной человеческой идентичности, к превращению человека в обезличенного потребителя, у которого нет ни родины, ни веры, ни семьи, ни детей.

Перед этим выбором стоит сейчас не только наша страна, но и весь мир в целом. Отгородиться от идеологи потребления невозможно, но слепо идти по этой дороге в никуда недопустимо. Разумная альтернатива состоит в том, чтобы, беря на вооружение все блага глобализации, не позволять сокрушать свою духовную опору, то есть национальные и религиозные ценности, неизмеримо более высокие, нежели стремление к бездумному и безудержному материальному потреблению. Для решения этой непростой задачи необходима, прежде всего, дальновидная и четкая государственная политика.

http://www.rosvesty.ru/numbers/1711/ideology/article_37.phtml
Tags: antibourgeosie
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments