Маркузе (вслед за Фрейдом) утверждает: "Цивилизация ввергается в разрушительную диалектику: непрекращающиеся ограничения Эроса в конце концов ослабляют инстинкты жизни и, следовательно, усиливают и освобождают те самые силы, против которых они были "призваны", - силы деструкции. Эта диалектика, составляющая до сих пор неисследованное и даже табуированное существо метапсихологии Фрейда, будет изучена позже..." ("Эрос и цивилизация", глава 2).
Иными словами, по Фрейду, человек (и общество в целом) имеет бессознательную агрессию из-за подавленных культурой сексуальных влечений.
Это полностью неверно. На самом деле, те самые "силы деструкции" возникают из-за неудовлетворённости Высшими Ценностями, излишнего потакания "принципу удовольствия". Простейший пример: садо-мазохистские наклонности развиваются от сексуальной пресыщенности, излишнего следования "принципу удовольствия", а не от культурных ограничений, как утверждает Фрейд.
Коротко, современный западный психоанализ считает, что изначально-животное в человеке излишне подавлено культурой, а потому находит выход в деструктивности. Между тем, дело обстоит в точности наоборот: эта самая животная сторона излишне удовлетворена, благодаря достижениям цивилизации. В традиционной культуре всё животное считалось низменным и тщательно подавлялось.
Человек устал жить без ограничений - именно отсюда и все известные извращения, и деструкция. Мы мечтаем вернуться к Высшему, слиться с ним, забыть о низменном в себе. Но современная цивилизация всё более и более потакает нашим инстинктам, предлагая вести себя как животным. Именно отсюда и разрушительные импульсы. Также и здесь, как видим, "сумрачный тевтонский гений" всё поставил с ног на голову.
Это вставка в текст "Ниспровержение Фрейда", не обращайте внимания.
Journal information