В 1811 году было принято решение об открытии фабрики в Санкт-Петербурге.
В 1817 году император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Одновременно был запрещён ввоз карт из-за границы, чем устранялась всякая конкуренция.

Инициатива создания Карточной фабрики принадлежала управляющему Александровской мануфактурой Александру Яковлевичу Вильсону. Фабрика открылась в 1819 году; два года потребовалось для оборудования помещений и обучения рабочих.
Спустя некоторое время А. Я. Вильсон предложил улучшить внешний вид и структуру карт. Однако его инициатива не нашла поддержки у императора Николая I. Вильсон работал на фабрике около 40 лет, вплоть до отмены крепостного права.

Размах и скорость увлечения картами говорят сами цифры: через полвека 20 тысяч колод производили уже за день; а подпольные и казённые казино в 1901 году заказывали 465 тысяч колод, 1902 году – 516 тысяч. Так же заказы были и на эксклюзивные колоды карт, архидорогие, иллюминированные золотом, и таких особых заказов было не много ни мало до 2500 колод.
В различные годы фабрика производила и выпускала от одного до трех миллионов колод карт. При таких оборотах производительности фабрики отчисления в фонд учреждений Марии Федоровой и в казну росли стремительно вверх.

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошёл директор А.Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

За решение этого вопроса взялись достаточно серьёзно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.


А.И.Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, "старые" рисунки имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Рисунки фигур очень хорошо закомпонованы в формат игральной карты, в них достаточно, как сказал бы сегодня компьютерный графический дизайнер, "воздуха", то есть свободного, незанятого рисунком пространства, четкое горизонтальное разделение не режет фигуру. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется неподдельное величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.

К началу XX века на фабрике работали преимущественно женщины, но печатные машины обслуживали исключительно мужчины. Печатанием карт было занято 14 печатных машин: 4 машины печатали «очко» обыкновенных и атласных карт, 4 — «фигуры», например - «дамы», «короля»; 2 машины печатали «крап», 2 — обертки для «колод» и, наконец, 2 машины были выделены для печатания высшего сорта карт: глазетных и атласных. Ежедневно изготавливалось до 20 тысяч колод, а в год на сумму свыше 3 миллионов рублей.


В СССР все заводы "гражданского подчинения" выпускали ту или иную продукцию военного назначения. Так, например, завод игрушек мог параллельно выпускать гильзы для патронов. Традиция эта зародилась задолго до советской власти.
В период Первой мировой войны сырье для производство карт стало отсутствовать и выпуск карт остановился. В этот период фабрика стала местом где была сборка ручных гранат, стали доставлять машины и станки с Арсенала.


На карточной фаьоике начали выпускать противогазы и ручные гранаты







Продукция фабрики - ручные гранаты

Продукция фабрики - противогазы

Служащий фабрики в кабинете

В 1918 году Императорская карточная фабрика перешла в ведение Комиссариата социальной помощи Союза коммун Северной области, в 1919 году была подчинена Полиграфической секции совнархоза Северного района и была законсервирована. В октябре 1922 года она была в ведении Наркомата финансов, в 1928—1931 гг. подчинялась тресту «Ленполиграф», в 1931—1935 гг. — Наркомату финансов СССР. В 1935 году она передана в ведение Наркомата (с марта 1946 года — Министерства) пищевой промышленности СССР и переименована во 2-ю художественную типографию, с 1953 года подчинялась Министерству промышленности продовольственных товаров РСФСР. В сентябре 1957 года стала называться 3-й фабрикой офсетной печати Управления полиграфической промышленности Ленсовнархоза, а в 1967 году была переименована в Комбинат цветной печати.
Административный корпус и ремонтно-механический цех были в 2006 году исключены из списка «объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» и снесены; сохранён только главный производственный корпус.
Journal information