Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Режиссёрские искания в "Тангейзере"


Максим Соколов отжёг.

"Если говорить об оперном жанре, с которого весь соблазн сдетонировал, то сначала надо спросить: а кто в оперном действе главный? В качестве дополнительного вопроса можно поинтересоваться, помнит ли кто-нибудь имена режиссеров, ставивших спектакли с Карузо, Шаляпиным, Обуховой, Козловским, Каллас, Паваротти, которых до сих пор вполне помнят. Тогда честный ответ будет таков, что в оперном спектакле главные суть дирижер, ведущие солисты и хормейстер. Если они неудовлетворительны, то вместо возвышающего душу действа выходит козлогласие, вообще аннулирующее вопрос о главенстве. Режиссер же и художник лишь помогают вышеназванным главным протагонистам. Или, по крайней мере, не мешают.

Это, конечно, в идеальном случае. И классический старорежимный «костюмированный концерт», и просто опера в концертном исполнении обладают как минимум тем достоинством, что не мешают слушать музыку. Тогда как богатая фантазия современного режиссера мешает, и весьма. Славный режиссер Д. В. Черняков в берлинской постановке «Царской невесты» изобрел такой ход, что во время увертюры на экран, который вместо занавеса, проецируется беседа опричников из чата про то, что грозному царю нужно жениться, а затем на том же экране является полицейская технология составления словесного портрета. Причем добро бы подбиралось изображение оптимальной царской невесты — но наряду с ним моделируется и образ самого царя, как если бы опричники его не знали. Причем царь набирается из историко-революционных фотографий, включая портрет тов. Троцкого — как же без него. Кто-то может сказать, что это до крайности тупо и бездарно, кто-то — что это гениальный по глубине режиссерский замысел, но в любом случае тут режиссер предлагает разгадывать его нетривиальные творческие замыслы, откровенно мешая слушать увертюру. Директор театра мог бы сильно сэкономить на гонораре режиссеру, просто посадив в театральную залу несколько дам, кушающих конфеты и шуршащих обертками. Платить дамам можно гораздо меньше, а эффект помех достигается ничуть не хуже.

При обсуждении роли режиссера в опере уместно вспомнить английский стишок в переводе Маршака: «Из вас двоих важнее тот, // Кто без другого проживет! // Ты проживешь без королей? // Солдат сказал: Изволь! — // А ты без гвардии своей? — // Ну нет! — сказал король». С заменой солдата на певца, а короля на режиссера — особенно современного и творческого — это дает богатый повод для раздумий.

Ведь, казалось бы, режиссер всех главней, он царь, бог и воинский начальник, а исходная драматургия оперы, не говоря уже об очерченном в первоначальном либретто, по которому творил композитор, времени и месте действия, — вещь совершенно ничтожная, не более чем навоз для творческой личности, подобно тому как солдат — навоз истории. Исходные партитура и либретто — лишь повод, отправная точка для творческих исканий гениальной личности.

Пусть так, но зачем же тогда все гениальные личности упорно используют в качестве навоза исключительно известные и любимые оперные произведения? Зачем им устойчивые классические образцы, обладающие самодостаточной ценностью, если при таком размахе режиссерской интерпретации ценность образца не имеет значения — подобно тому как теплотворная способность хоть кубометра дров, хоть кубометра древних икон в принципе одинакова. С точки зрения теплофизики все равно, чем топить печку. Но почему-то всегда хочется топить ее иконами."

Полный текст: http://expert.ru/expert/2015/15/smirenie-i-derzanie/
Tags: Россия, культура, либерализм, на злобу дня, цитаты
Subscribe

  • Почему понятие прав человека неприменимо к нашей системе?

    Эти дни у меня гостит друг, профессиональный историк. Также он читает курс по европейскому праву. Я давно хотел раскрутить его на тему…

  • "Я" и другие

    В системе самореализации, где человек с его потребностями стоит в самом центре и является мерой всех вещей, где вокруг него вертится всё, в самом…

  • (no subject)

    В России геи воспринимаются как нечистые. Нелюбовь к ним есть норма. В Европе норма - нелюбовь к тем, кто не любит геев. Они же и нечистые. В…

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment