Выбрались с любимой девушкой на постановку, которую мне долго хвалили. Спектакль "Старшая сестра" в постановке театра Александра Калягина "Et cetera". Держите небольшой отчёт, вдруг пригодится.
Отродясь не писал о театральных постановках, и у меня теперь сложная задача: сделать такой текст, чтобы вы тоже сходили)) Ну, с Богом, помолясь.
Содержание
На мой взгляд, что делает сценарий незаурядным, это то, что речь идёт не просто о каких-то событиях в жизни главных героев и их окружающих. Смысл гораздо глубже: это о проблеме их выбора, принципы, которым они следуют в своей жизни. Выбор между главными жизненными концептами: между долгом и наслаждением. Что важнее? Как раз то, чем я занимаюсь. Это, на мой взгляд, главный вопрос русской философии. Это главный вопрос всей русской жизни. Почему столько споров по поводу советского периода? Именно поэтому.
Жизнь ради чувства долга олицетворяет собой дядя Митя (актёр Иван Косичкин) – отставной военный. Замечательно сыграл. Одна выправка чего стоит)) Так и видишь, что у него на самом деле ранение в левую ногу.
Это действительно достойный человек, прошедший войну, дослужившийся до звания майора, потом нашедший своих племянниц в детском доме и добросовестно их воспитывающий.
Старшая сестра Надя (актриса Мария Скосырева) работает учётчицей на стройке.
Надя колеблется в выборе главных жизненных принципов, и потом всё-таки выбирает удовольствие (в её случае это призвание - по ходу пьесы она становится актрисой с головокружительной карьерой). Вывод к которому нас подводят автор сценария и постановщик следующий: ради чувства долга жить, конечно, правильно и хорошо, но очень скучно, и люди в предпочитают совершать ошибки (иногда и фатальные), но иметь в жизни радость и свободу выбора. Этот вывод не формулируется в ходе пьесы, к нему как бы подводят зрителя, он витает в воздухе.
Младшая, Лида (Екатерина Егорова) встречается с молодым женатым мужчиной, незаурядным учёным-математиком (Андрей Кондаков). Здесь также речь идёт о её жизненном выборе, поскольку дядя Митя настаивает, чтобы она разорвала бесперспективные отношения. Дальнейшие события показывают, стоило ли это делать...
В пьесе есть также другие, хорошо узнаваемые типажи: старая, выжившая из ума большевичка, постоянно угождающий ей молодой комсомольский функционер (по лицу видно - мечтающий о карьере; сколько я таких повидал в жизни!), жеманная отставная актриса, ударяющий за ней молодой грузин, колдунья-любительница, главный инженер строительства (холёный бабник, изменявший своей жене со старшей сестрой), ботаник-ухажёр...
А как сыграла законная жена Кирилла, возлюбленного Лизы - добрая школьная учительница, забитая жизнью! На мой взгляд, лучшая роль в спектакле. Когда она начала говорить, весь зал окаменел от ужаса - и от её положения, и от того, как смиренно она несёт свой крест... Вот действительно окаменел... Но не буду рассказывать - это надо самим увидеть.
Сценическое воплощение
Я бы сказал, что оно изумительно. Вот уж чего совсем не ожидал. Не смотря на то, что я не театрал, и сравнивать, в общем, не с чем. Учась в МГУ, ходил в театр очень часто, в основном на постановки русской классики, пересмотрел чуть не весь московский репертуар. Но такого, честное слово, не видел никогда. Актёры не просто играли, они жили на сцене. Они выкладывались по полной. Через какое-то время забываешь, что ты в театре, тем более что подмостков нет. Зал устроен интересно: первый ряд кресел находится на уровне актёров (я сидел в первом ряду). Замечу, что в конце спектакля их вызывали пять раз. Вот тебе и русский театр эпохи либерализма...
Это действительно очень интересное решение, что сцена находилась на уровне зрительного зала. Придаёт действию дополнительную камерность. Ещё хочется отметить интересное использование кинематографических средств. Когда младшая сестра и её друг сидят в кинотеатре, лицом к зрителю, то на экран позади них проецируются кадры из фильма на который они пришли ("Война и мир" Сергея Бондарчука). При этом изображение идёт без звука, слышен только тихий стрекот кинопроектора - чтобы не заглушать актёрскую речь. Выглядит это на удивление органично. Я кошмарный консерватор и плохо отношусь к любым нововведениям в театре, но вот это было сделано замечательно.
Ещё нужно отметить музыкальные места в постановке. Они вас не разочаруют))
Личные впечатления
Отродясь не был в современных театрах. Отродясь не был на премьерах. Это было первое моё знакомство с театром новой, демократической России. Ну, что сказать? Он не разочаровал. Несмотря на упомянутый консерватизм. Согласитесь, от нынешнего состояния отечественной культуры трудно ждать каких-то особых откровений? И уж совсем не ждёшь, что пьеса о советских временах будет поставлена с таким уважением и любовью...
Театр находится в одной минуте ходьбы от м. "Тургеневская". Здание весьма современное, очень продуманное. Постановка была на малой сцене на шестом этаже. Всего около 130 мест, весь зал был набит до отказа. Мне говорили, что так на каждом представлении. Охотно верю.
Меня очень удивило, как много ходит в театр одиноких женщин. Старше 35, и все, как одна, с подругами. А вы говорите, что они сидят дома со своими котиками...
Действие происходит в 50-60-х годах ХХ века, и должен заметить, что несмотря на лаконизм декораций, дух времени передан изумительно. Продумали всё до мелочей. Спектакль рассчитан на литературно (и исторически) продвинутого зрителя. В некоторых местах я начинал беззвучно хохотать и оглянувшись понимал, что, кажется, единственный, кто оценил тонкий юмор сценариста. Вообще, в спектакле было немало смешных моментов. Автор, Александр Володин, постарался на славу. Аннотацию к спектаклю можно почитать на официальном сайте театра.
Театр очень уютный. На этаже есть небольшое фойе, где в буфете продают изумительный чизкейк)) Если пойдёте с подругой, обязательно её угостите))
В театре всё ультра-современное, чистенькое, новое, но никакого модерна, дизайн решен в уютной бежево-коричневой гамме. Персонал отличается исключительной предупредительностью. В общем, там хорошо))
Journal information