Как возможен патриотизм без уважения к своей истории? Можно вспомнить слова Пушкина:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
Человек не может быть без своей истории. Любой человек не есть то, что мы видим в данный момент. Он несёт в себе свою историю. Что бы он из себя представлял, если бы презирал своё прошлое? Насколько уверенно он может смотреть в будущее и уважать себя в настоящий момент?
Подобным образом, настоящий полноценный патриотизм невозможен без уважения к собственному прошлому. Даже если в этом прошлом были какие-то достаточно сомнительные этапы, тем не менее, патриотическое чувство старается найти в них нечто хорошее, позитивное. Без умения видеть в прошлом позитив, патриотизм, как таковой, не может существовать.
Массовое сознание (оно же обыденное) по своей сути монолитно. Оно не умеет анализировать, расставлять по местам общее и частное, главное и второстепенное. Оно останавливается на "выделенных точках", которые, как правило, затмевают для него главное. Скажи обывателю, что Чехова дважды оставляли в гимназии на второй год, и что он болел тяжёлой формой сифилиса - сразу же отношение к чеховскому творчеству изменится. Именно поэтому стараются "лакировать" биографии великих людей - без такой лакировки толпа не будет считать их подлинно великими.
Это относится и к "десталинизации". Если постоянно муссировать в СМИ недостатки советского строя, это приведёт к размыванию патриотического чувства у обывателя. Он перенесёт негативное отношение с советского периода на всю российскую историю, а потом и на нынешние времена.
Получается, что либеральные власти всеми своими "десталинизациями" разрушали патриотическое сознание - вот как Хрущев разрушил архетип уважения к власти своей десталинизацией.
Но они не могли всего этого не понимать. Это означает, что наши власти, почти десятилетие проводя свою "десоветизацию" не были заинтересованы в том, чтобы граждане росли патриотами. Но тогда можно ли говорить вообще о патриотизме наших властей?
Journal information