Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Умненькие девочки

Оригинал взят у azart_ude в Горе от ума. Отличник в школе = аутсайдер в жизни
В записи о фильме "Рожденные в СССР" я отложила на потом рассуждение об одной яркой героине этого  документального сериала.
Ее судьба - типична для многих умненьких девочек.




Итак, вундеркинд Катя.
Приведу-ка для начала отрывок из статьи профессионального психолога по поводу этой девочки. Статья написана тогда , когда не вышла еще  серия фильма про 28-летних и называется "К вопросу о раннем развитии".

В первом фильме проекта «Семилетние» мы знакомимся с Катей. Она русская девочка, живущая в столице Литвы Вильнюсе. В школу она ходит, но лишь на выборочные занятия, остальному её обучает мама дома. Из материалов проекта можно сделать вывод, что Катю развивать начали очень рано и очень интенсивно. Например, на вопрос о том, что она знает о боге, Катя ответила: «У индусов бог представляется в образе Будды. У древних римлян и древних греков многобожие. У Африки… что в Африке, я не знаю. У христиан - Иисус Христос. У мусульман - Аллах. У «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери, там, вот, у пьяницы бог – вино, у дельца – деньги, у звездочёта - цифры, у короля – власть. Вот так. У каждого человека есть внутри свой бог. Он даже предсказывает судьбу на ладони». Впечатляет, конечно! Не только ни один обычный семилетний ребёнок так не ответит, многие взрослые не смогут столь же достойно себя показать. Катя в свои семь лет бегло читает и играет на пианино. Заканчивается первый фильм мечтами детей. Катя была единственной, кто мечтал не на своём родном языке – она говорила на английском.
Во втором фильме проекта «Четырнадцатилетние» Катя продолжает нас восхищать. Здесь автор фильма открыто характеризует её как «вундеркинда». Мы узнаём, что полностью школу она забросила ещё в первом классе. Экзамены сдаёт экстерном. Уже заканчивает школу. Свободно говорит на английском языке, учит японский...

 В четырнадцать лет она охарактеризовала своё образование следующим образом: «Как на ишака нагрузили этой зубрёжки, и вези, сколько у тебя спина выдержит. Раз в три месяца иди, проверяйся: сколько ты поклажи несёшь. Вот такая система обучения».


Начиная просмотр третьей части цикла «Двадцатиоднолетние», мы ожидали увидеть нашу героиню в зените славы. Может быть, молодым перспективным учёным, написавшим уже в 21 год подобно Жану Пиаже свою первую монографию. Может быть, профессиональным переводчиком, свободно владеющим десятком языков...

Присмотритесь к фото выше - это Катя, бывший вундеркинд - в 21 год. Вам не кажется, что она подурнела? По крайней мере, она явно выглядит старше.
Да, Катя в 21 была вынуждена бросить вуз из-за тяжелых психических проблем.

Это, к сожалению, типично для многих "переученных" детей.
Я считаю, что начиная ребенка интенсивно учить чтению, письму в 4 года, валить на дитя целую кучу знаний, родители не столько заботятся о его будущем, сколько тешат свое самолюбие.
В данном случае, возможно, мама хотела еще и оградить книгами ребенка от тягот жизни и ее "грязи". То есть, от реальности.
У Кати с такой нагрузкой не было подруг и друзей.
Сколько знаю вот таких "переучек" - у всех потом судьба наперекосяк.

Вот Катя в 28 лет - ни следа от прежнего обаяния и красоты. Правда, в 28 она все же учится в вузе, вернее, заканчивает его, вполне рядовой студенткой.


При этом, как и в 21 год, выглядит рано постаревшей.
Она все еще живет с мамой, никакой личной жизни, естественно, нет.

Да, интересно то, что красивые детишки, которых родители чрезмерно обкладывают книгами, начинают чахнуть, из них уходит жизнь. И киногероиня Катя - не единственная в своем роде.

Приведу в пример одну женщину, библиотекаря, которая также, как Катина мама, одна воспитывает дочку. Я видела дочку 2 раза - вот прямо как в этом фильме - в 7 лет и в 14. В 7 лет это была яркая рослая девочка с огромными голубыми сияющими глазами, шелковистыми русыми локонами длинных волос. Что меня насторожило - неважная координация (я занималась танцами с детьми). Я уже знала, что такая плохая координация, зажатость движений свидетельствовали о внутреннем психологическом зажиме, каких-то ограничениях, которые, вероятно, есть в поведенческих установках девочки. Что-то типа "хорошая девочка так себя не ведет" по разным поводам. Эта голубоглазая красавица занималась у нас недолго, хотя я маме рекомендовала вообще ее отдать в классический балет.
Недавно я увидела эту маму с дочкой на лице. Я бы не узнала девочку, если не мама, почти не изменившаяся. Но девочка! От красоты не осталось и следа - оплывшая вытянутая фигура девочки, никогда не занимавшейся никаким спортом или танцем, оплывшее вниз лицо с потухшими огромными глазами. Да, понятно, занятия музыкой, книги, требования учиться на одни пятерки - так и читалось все это в чудовищных изменениях во внешности ребенка.

Пытаясь зачем-то повысить уровень эрудициии своих детей, мамы не понимают, что это не одно и то же, что ум. И тем паче - жизненный успех. НИКОГДА избыточные знания не давали жизненного успеха, материального благополучия, и даже простого человеческого семейного счастья.
Как верно заметила одна женщина-психолог, раннее развитие логики "забивает" развитие интуиции и эмоциональной сферы, в результате такие дети всю жизнь "догоняют чужие поезда".

В какой-то степени это касается и меня. Я читаю с 4-х лет, книги глотала и жила ими, испортив рано зрение. Правда, меня родители к этому не толкали, да и зубрежкой в не занималась, училась - спасибо унаследованным способностям - легко, играючи. Но умение легко учиться  и отлично решать задачи не очень -то пригодилось в решении жизненных проблем.

Ну и в целом - где сейчас отличники - школьные и вузовские?
Вот взять наш класс . Самый умный мальчик в классе сейчас работает в родном поселке рядовым учителем физики и математики, пережил весь ужас гнобления школы в 90-х.  Он очень хороший учитель, его любят ученики. И в учителя пошел, потому что ему это нравилось. Но - прямо скажем,  сейчас учитель - профессия непрестижная. А денежной она никогда не была.

Самый крутой бизнесмен в моем бывшем родном поселке - мой бывший одноклассник из когорты троечников и хулиганов.

Когда в 90--х годах мэром Улан-Удэ избрали Геннадия Айдаева, жившая со мной на одной площадке пожилая заслуженная учительница фыркала - двоечник и неуч! - так характеризовала она нового мэра, ибо учила его в школе и знала его, как облупленного.

Я думаю, и ваш жизненный путь полон примеров, когда эрудиция бывших вундеркиндов оборачивалась против них, а успеха добивались середнячки, а то и аутсайдеры в учебе.


Tags: педагогика, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott август 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments