Выкладывание в открытом доступе архивных материалов о 28 панфиловцах - и тем более, рассказ об этом по ТВ на государственном телеканале в прайм-тайм - говорит либо о саботаже, либо о том, что наши власти - идиоты.
Народ не живёт истиной. Он живёт верой и эмоциями. Точнее - эмоциональными привязанностями, "голосует сердцем". Ему нужен миф, истина иного, более высокого порядка, то есть нечто совершенно незыблемое. Во что верили многие поколения его предков. Отдельный факт имеет значение для низового сознания лишь тогда, когда он включён в миф. Миф, таким образом, оказывается первичным.
Точная, научная истина может со временем меняться, а миф - нет. И он дороже, важнее для народной массы, чем любые, сколь угодно неопровержимые истины. Попытка опровергнуть миф приведёт к тому, что народное сознание не примет опровержение. Оно отреагирует по женски: "сам дурак". Именно это и произошло с архивными материалами о "28 панфиловцев". Вот лишь некоторые образчики отзывов:
Несколько лет назад в Вене были найдены подлинные останки Вольфганга Моцарта. В своё время его похоронили в общей могиле для бедняков - будучи европейской знаменитостью и весьма обеспеченным человеком, Моцарт отличался разгульным образом жизни, и всё своё состояние спустил на пирушки и актёрок. Разумеется, исследователям было интересно, от какой болезни он умер - таким молодым. Останки Моцарта эксгумировали и отправили на анализ. Весь просвещённый мир с замиранием сердца ждал, что же покажет экспертиза. Я, кстати, тоже - мне всегда нравился Моцарт, не только музыка, но и как человек))
Так вот, ответ учёных всех поразил. Дословно его не помню, но звучал он так: "обнародование истинного диагноза Моцарта бросает тень на всю австрийскую культуру". Так и не стали его публиковать. Засекретили. Но, принимая во внимание разгульный образ жизни Моцарта, что там было засекречивать?
Интересно, что "мировая общественность" (на самом деле европейская, мнящая себя мировой) такой ответ приняла. В конце-концов, не всё равно, отчего человек умер? Музыка-то гениальная. Она говорит сама за себя. И она важнее, чем любые диагнозы. Я бы даже так сказал: она первична. Это при жизни творца его личность имеет значение. После смерти на первый план выходит его творчество. Всякие личные грешки ему вдруг прощают - вместо того, чтобы делать это при жизни, что куда важней... Но сознание толпы устроено по-женски: оно всегда предпочитает цепляться за мелочи, а не выделять главное.
Так вот, применительно к нашим панфиловцам. Перво-наперво, миф о них был придуман не для развлечения или заработка редакторов, а для поднятия боевого духа нашего народа. Пропаганда в военное время тоже штука важная. Но самое главное - в конце-концов, не всё ли равно, были они, или нет? Великий подвиг-то русские люди совершили. Миф о панфиловцах лишь подкреплял этот подвиг в сознании людей, поэтому его не стали развенчивать после войны. Такие мифы есть нечто вроде "выделенных точек", которые необходимы нашему сознанию - ему не всегда удаётся охватить целое, некий абстрактный факт. Этим свойством, кстати, весьма умело пользуется голливудский кинематограф. Американцы умеют и любят использовать человеческие слабости с целью важной и общегосударственной.
Пишут, что доклад Афанасьева от 10 мая 1948 года был рассекречен ещё в середине 1990-х, Госархив объяснил его публикацию «многочисленными обращениями граждан, учреждений и организаций». Ну и что? Мало ли кто там с чем обращается? С архивными материалами о 28 панфиловцах следовало поступить как с моцартовским диагнозом. Конечно, всё равно пойдут слухи. Подумаешь! Мало ли кто о чём говорит? Слухи - одно, а официальное подтверждение по ТВ - совсем другое. Ведь речь идёт о сознании основной массы народа. Она предпочитает верить.
Кроме того, у всякой страны есть враги. Русский народ (как и все восточно-христианские) отличается тем, что враги у него есть и внутри. Разумею тех россиян, которые любят заморские страны, их жизнь и культуру более, чем родное Отечество. Кроме того, Россия находится в сложной исторической ситуации, когда она по сути дела, вступила в новую "холодную войну". Попытка отстаивания своих геополитических интересов обернулась тем, что против нас восстал весь западный мир. Союзников в такой войне оказалось совсем мало, а вот врагов - более чем достаточно. Опубликование опровержения мифа вооружило всех их мощнейшим пропагандистким аргументом: "а может, и остальные мифы, на которых покоится русское сознание - тоже выдумка?" Так или иначе, ibigdan, "мировой рупор" свидомости, отреагировал самым первым... На мой взгляд, эпизод с обнародованием данных материалов нанёс больший ущерб, чем отдельная база НАТО, размещённая где-нибудь на Украине. Наполеон Бонапарт, один из самых умных людей своего времени, однажды признался: "Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков".
В результате неумеренного правдолюбия простой народ либо обозлится на власти, рассекретившие документы - либо станет вовсе безразличен к собственной стране и истории. Ведь уважение к истории и любовь к Отечеству - напрямую связанные вещи.
Что хуже для патриотизма, я не могу сказать.
Journal information