Чем вообще отличается женская поэзия от мужской? Большим количеством самолюбования, желанием чтобы похвалили саму авторшу. Она как бы время от времени взглядывает на себя в зеркало. "Ах, я вся такая необыкновенная!" Женщины вообще любят считать себя необыкновенными (или, как минимум, аристократками, превосходящими сверстниц). Они поневоле переносят это кошмарное качество на своё творчество.
Возьмём для примера пару стихотворений Аматовой. Намеренно беру именно её, а не Цветаеву - та вообще долбанутая на всю голову, сходите по ссылке, убедитесь.
"Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля,
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
1913
"Я вся такая сложная, противоречивая, изысканная, с богатым внутренним миром, прошедшая через горнило столь необыкновенных страстей, что устала от жизни - не то, что эти тупые и душевно здоровые деревенские бабы. Я лучше их". Хотя, казалось бы, как можно сравнивать?
Теперь ещё одно:
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Как вороны кружатся, чуя
Горячую свежую кровь,
Так дикие песни, ликуя,
Моя насылала любовь.
С тобою мне сладко и знойно,
Ты близок, как сердце в груди.
Дай руки мне, слушай спокойно.
Тебя заклинаю: уйди.
И пусть не узнаю я, где ты.
О Муза, его не зови,
Да будет живым, невоспетым
Моей не узнавший любви.
Осень 1921, Петербург
"Я вся такая роковая, страстная женщина, в меня все смертельно влюблялись. Но я сложная, не простая "дурочка с переулочка" (С), и не смогла ответить на их чувства. И не буду отвечать - ведь я же не могу составить им нормальное человеческое счастье. Я создана для высшего, для полёта духа". Представьте себе, как будет выглядеть такое же утверждение в устах мужчины. Вот хотя бы я в своём журнале нечто подобное напишу)))
Теперь возьмём Гумилёва, главного представителя акмеизма в поэзии. Первое попавшееся стихотворение.
Откуда я пришел, не знаю...
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду.
Когда исполнюсь красотою,
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к покою
Душа, усталая от грез.
Но я живу, как пляска теней
В предсмертный час больного дня,
Я полон тайною мгновений
И красной чарою огня.
Мне все открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.
Я не ищу больного знанья,
Зачем, откуда я иду;
Я знаю, было там сверканье
Звезды, лобзающей звезду.
Я знаю, там звенело пенье
Перед престолом красоты,
Когда сплетались, как виденья,
Святые белые цветы.
И жарким сердцем веря чуду,
Поняв воздушный небосклон,
В каких пределах я ни буду,
На все наброшу я свой сон.
Всегда живой, всегда могучий,
Влюбленный в чары красоты.
И вспыхнет радуга созвучий
Над царством вечной пустоты.
Осень 1905
Если надо, ещё приведу. Они все одинаковые.
Велика разница? Суть та же самая - сплошное самолюбование. Хотя, вроде бы, пишет мужик, офицер.
Ну, и для сравнения, стихотворение нашего главного классика - Пушкина.
Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши:
Забыл бы всех желаний трепет,
Мечтою б целый мир назвал -
И всё бы слушал этот лепет,
Всё б эти ножки целовал....
1833
Здесь описание собственных чувств находится в гармонии с содержанием, глубинным смыслом. "Да, я сейчас наслаждаюсь жизнью, но в ней есть что-то ещё, что не даёт мне полностью раствориться в наслаждении. Некий высший смысл. Моя душа всегда тоскует по этому высшему смыслу". Читателю ясно, что будет дальше: пацан нацелуется изящных стройных ножек, получит то, что ему нужно, да рванёт на его поиски. Потом, правда, оголодает - снова придёт))) Ну, это я додумываю)))
Где здесь, спрашивается, самолюбование? В случае нормальной поэзии мы имеем идеальное равновесие между переживанием наслаждения и фактом наличия высшего смысла в жизни. Нетрудно представить, как написали бы о том же самом Гумилёв или Ахматова... Это я ещё Лермонтова не привёл. Моё любимое, "Когда волнуется желтеющая нива"... Или А.К. Толстого, "Меня, во мраке и в пыли"...
Journal information