Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Гвозди из этих людей




Весьма странно и наивно мнение, что от увеличения количества храмов вырастет и общественная нравственность. Мол, больше людей смогут посещать храмы, станут там молиться, каяться, и всё такое.

Эта логика вырывает один аспект - посещение храма - из целостного контекста христианской культуры. Нравственность улучшается вовсе не от посещения храма как такового. И не от постоянной молитвы. Даже исповедь и Причастие не сделают человека лучше. Его может вдохновить только благой пример священника. Тот самый личный пример. На котором основано всё. Смею полагать, что русские склонны руководствоваться законом, если начальство подаёт аналогичный пример.

Но наше начальство, почему-то - как церковное, так и светское - эту логику не любит. Ему проще штамповать всё новые храмы... Может, удобнее для отчётности? Повышение нравственности к документу не пришьёшь...

В традиционной культуре священник и прихожане были одно целое. Все были на виду. Если священник и воспитывал прихожан, то только примером благочестивой жизни. Если же он подавал одни только отрицательные примеры, то это сказывалось и на нравственности прихода. Чтобы современного, рационально мыслящего горожанина, ко всему ведущего рассеянную жизнь, приобщить к церкви, местный священник должен отличаться подлинной святостью.

Сами по себе храмы не делают никого лучше, это вас кто-то обманул! Делают лучше те, кто в них служат. Но у меня нет уверенности, что сложившаяся в РПЦ система способствует тому, чтобы на приходах служили самые достойные. Хотя бы потому, что таковых нет и на епархиях. За всю жизнь я знал только одного достойного епископа, который ездил на работу на трамвае. В молодости он был моим духовником)))

Конечно, из всего этого не следует необходимость "крутых реформ" в РПЦ. Эту систему кардинально изменить невозможно. Не нужно всего лишь надеяться на спасительное увеличение числа приходов.

Если священник заруливает на церковный двор на споркаре, или, тем более, спортивном мотоцикле (по определению символе страсти) - то его пример достигает прямо противоположного. Уж лучше бы и не было таких храмов. Лучше меньше, да лучше. Потому что чем больше посредственных священников, тем труднее выделить среди них достойных. А ведь светильник не ставят под спудом!

Надеяться, что увеличение количества храмов повысит нравственность в обществе - это примерно как рассчитывать, что качество сковородок улучшится от увеличения выплавки чугуна.
Tags: ecclesia, культура
Subscribe

  • России критически важно уважение к власти

    Его не хватает. Одна из составляющих этого уважения - непрерывность власти. Все режимы последнего столетия шельмовали предшественников. Ранние…

  • Кому Больше Выгоден Эгоизм

    «Вопреки гипотезе исследователей в странах, где высок уровень жизни и гендерного равенства (например, в Швеции и Финляндии), юноши в большей…

  • Коллективизм

    "Моральный кодекс строителя коммунизма" и ценности Выживания идеально совпали в одном: примат интересов коллектива над личностью. Советским людям…

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • России критически важно уважение к власти

    Его не хватает. Одна из составляющих этого уважения - непрерывность власти. Все режимы последнего столетия шельмовали предшественников. Ранние…

  • Кому Больше Выгоден Эгоизм

    «Вопреки гипотезе исследователей в странах, где высок уровень жизни и гендерного равенства (например, в Швеции и Финляндии), юноши в большей…

  • Коллективизм

    "Моральный кодекс строителя коммунизма" и ценности Выживания идеально совпали в одном: примат интересов коллектива над личностью. Советским людям…