В традиционной культуре брак рассматривается как обязанность. Причём религиозная, то есть наивысшая. Творец сказал всем зверушкам "плодитесь, размножайтесь". Когда вступают в брак, поступают по законам не только человеческим, но и божественным. Кроме того, имело место давление Традиции. В брак вступали, потому что так заведено от века. На холостяка смотрели косо: значит, с ним что-то не так? Он мог лишиться поддержки общины, а это было страшнее всего.
Если брак - наша обязанность, необходимость для выживания, то и мы, соответственно, имеем массу обязанностей по отношению к другому человеку. Да, мы также ожидаем от нашей "половинки" выполнения обязанностей - это нормально. Но как носителя удовольствия, в первую очередь как носителя, мы его не рассматриваем. Разве что нечто вторичное, типа приятно, что у нас всё как у людей, мы выполнили обязательства перед предками, перед Богом и людьми. Согласитесь: удовольствие от сознания всего этого отличается от той совокупности удовольствий, которые ищет в браке современный человек.
Там, где сплошные обязанности, уже не до удовольствий. Удовольствия и обязанности являются, в конечном счёте, вещами взаимоисключающими. Давайте вообразим: одно дело мыть пол на кухне, потому что любишь это делать, вообще приятно наводить чистоту. И совсем другое - мыть в качестве обязанности. Всё удовольствие сразу пропадает.
Так или иначе, в традиционном обществе в брак вступали, чтобы выполнять свои обязанности, то есть отдавать.
В современной культуре брак рассматривается как форма получения дополнительных удовольствий. Вступают потому что хотят что-то получить.
Именно отсюда - и требования к супругу. Причём растущие постоянно. Поскольку брак в либеральном обществе создан для удовольствия, то супруга также рассматривают как своего рода инструмент для их получения.
Сама ситуация, что брак есть дополнительное удовольствие, провоцирует на всё новые и новые требования друг к другу. Жена потолстела после родов? - мне вынь да положь прежнюю стройную фигуру, эта меня не заводит в постели. Я для чего женился, вообще? Муж стал менее темпераментным, чем в медовый месяц? - вынь да положь былую юношескую пылкость.
Секс занимает теперь особое место - собственно, ради него в первую очередь и вступают в брак. Постоянные жалобы в психологических сообществах, что кто-то что-то недополучает в постели. Их невозможно представить в прежней культуре. "Какой ещё секс?" В те времена к нему серьёзно не относились. Теперь же такое ощущение, что всё завязано на сексе. Читаешь тему на форуме об отношениях мужчины и женщины - каждая третья запись: "а какой у вас секс?", "а какой будет секс при таком раскладе?" На самом деле, проблема секса, первостепенная ценность искусственно навязывается обществу либеральными СМИ. Я пропахал журналы "Cosmo" за 4 года - не было ни единого выпуска, где бы вопрос о сексе так или иначе не поднимался.
Отсюда - и иное отношение к детям. В традиционной культуре деторождение рассматривалось как обязанность, причём тяжёлая.
Основное предназначение человека (опять же, в традиционной культуре) - это труд. Можно соответствующие цитаты из Библии привести. Человек той культуры это Homo Faber, человек трудящийся. Тот, кто не трудится - тот не человек. Бог заповедал человеку трудиться. Это была обязанность прежде всего перед Богом. Основной смысл жизни - это труд. Да, удовольствия хороши, их ценят, но они на втором месте. "Сделал дело - гуляй смело", "делу - время, потехе - час".
Отсюда своеобразное отношение к детям. Поскольку ребёнок не трудится, он - пока - не человек. Недочеловек, существо второго сорта. Рожать детей необходимо, чтобы выжить, вместе трудиться, и чтобы содержали в старости. Младенца брали с собой на работу, или оставляли с бабушкой. Ребёнок в той культуре достаточно остро переживал свою второсортность, и только и мечтал вырасти, чтобы трудиться "как большие".
В нашей культуре получение удовольствия считается наивысшей целью жизни. Наш современник - Homo Ludens, человек играющий. Соответственно, поменялось и отношение к детям - их рожают для получения удовольствия. К ребёнку относятся как к любимой игрушке, доставляющей удовольствия родителям. Им занимаются круглые сутки. Ему покупают всякие красивые штуки. С ним постоянно цацкаются. Ему нанимают массажистку, потом - няньку. Его всячески развивают, возят на машине по кружкам - чтобы можно было похвастаться перед другими мамашами, что умеет читать уже в три года, рисовать маслом в четыре, бренчать на фортепьянах в пять, говорить на трёх языках в шесть. У ребёнка нет обязанности расти, чтобы стать как взрослые - он существует для того, чтобы их радовать. Словом, ребёнок оказывается центром Вселенной. Ему это чертовски приятно, и система ценностей формируется соответствующая. Вообще приятно, когда вокруг тебя все увиваются, не правда ли? Но тогда какой резон расти, становиться взрослым, развивать в себе чувство ответственности? Ведь вся жизнь - сплошное удовольствие.
Именно поэтому наши дети становятся всё более и более инфантильными. Как может быть по другому, если вся система ценностей построена не на обязанностях, но удовольствиях, заточена на то, чтобы получать, но не отдавать?
В современном обществе уже нет необходимости заводить детей, как то было ранее. Вполне можно прокормиться в одиночку, а на старости будет содержать государство.
Необходимость, повторяю, отпала. У человека появилась свобода - создавать семью или нет, и даже терпеть рядом с собой данного человека, или нет, только потому что он расплылся в талии. Мы получили свободу критиковать самых близких и выставлять им всё новые и новые требования. Раньше такой свободы не было.
Эта свобода изменила всё, полностью переформатировала человеческие отношения - точно так же, как ранее необходимость создавать семьи всё меняла.
Мне кажется, что либерализм начался с пенсионной системы. Если её убрать, то восстановится вся система человеческих отношений. Я не написал, что её надо убрать. Меня отношения больше всего заботят. Отношение к жизни как к удовольствию есть извращение. Выхолащивается самый смысл жизни...
Нам почему-то кажется, что в былые эпохи отношения между людьми были такими же, как сейчас. Разве только в Интернете не сидели. На самом деле это неверно. Отношения по самой своей сути были совершенно иными. Если сравнивать нынешнее положение дел и прежнее - сейчас всё поставлено с ног на голову. Всё совсем другое.
Если хотите понять, что мы потеряли - присмотритесь к иммигрантским парам из Средней Азии. У них сейчас всё так, как у нас было несколько столетий назад. Им и в голову не придёт бросать мужа только потому, что он "потерял пылкость". У людей правильные, полноценные взгляды. Для них самым главным является Высшее. И это высшее - вовсе не любовь. Она тоже вторичная, и связана с удовольствиями. Десять лет назад я нанял для работы на даче немолодую узбекскую пару. Они жили в соседней комнате, мы обедали за одним столом. Я достаточно насмотрелся на их отношения. Да, жена пилила мужа на своём тарабарском наречии, когда мы с ним выпивали, при этом постоянно произнося слово "Коран". Но было видно - эти люди имеют готовность смириться перед недостатками друг друга. Во имя Судьбы, которая их навеки связала. А вообще, я много раз упоминал об этом в коммах. Воистину: отродясь не видел более искренних, чистых и тёплых отношений. В этом было что-то особенно-пронзительное.
Но я уклонился от того, с чего начал. Интересовала проблема значительно выросшей требовательности в супружестве, и её первоисточники. Как видим, нельзя утверждать, что "женщины" (мужчины) вдруг взяли да испортились. Специфику отношения к избраннику определяет вся культура.
Итак, если ваша избранница через 2-3 года отношений начинает есть вам мозг, выставляя всё больше и больше претензий, не торопитесь менять её на другую. Полагая что вам попался "неудачный вариант". Она точно такая же как все. Время сейчас такое.
счётчик от 28.09.2015
Journal information