Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

"Коллективный бессознательный замес"



Младший Лебедев в гости приезжал. Разразился интересным рассуждением. Я его записал на диктофон, Дима и inessa_ph совместными усилиями его довели до нужных кондиций. Кому интересно, втыкайте.

Речь пойдет о бессознательной коллективной системе, усиленное формирование которой наблюдается в наши дни. Что это за система и как она образовывается, будет рассмотрено ниже.

В современном обществе наблюдается такая тенденция: люди стали строить несуществующие модели самих себя. Условно назовем такую модель «гомункулусом». «Гомункулус» лепится из обещаний, данных самому себе, из ожиданий окружающих и чужого мнения. Составляющие «гомункулуса» – не более, чем фантазии человека о себе, смешанные с поверхностными представлениями его друзей и близких.

Естественно, что реальная личность человека, со всеми её недостатками и изъянами, не выдерживает сравнения с полученной идеализированной моделью. Как следствие, человеку гораздо приятнее и даже выгоднее жить с выдуманным образом самого себя, что, в свою очередь, приводит к необходимости постоянно подпитывать «гомункулуса».

Кстати, именно «подкормке» «гомункулуса» служит непрерывно прогрессирующая мода, в которой всё только «новое», «современное». Пытаясь угнаться за модой, человек старается доказать себе, что его виртуальный образ актуален. Однако безостановочная гонка никогда не удовлетворяет потребности человека в лучшем «я», а лишь увеличивает отрыв идеала от реальности.

Это очень схоже с механизмом наркотической зависимости: удовлетворение сейчас потребует большего воздействия наркотиков в будущем. Голодному «гомункулусу» будет нужна подпитка, чтобы человек поддерживал обычное настроение. В случае же полного отсутствия внешних воздействий, которые кормят «гомункулуса», человеку придется плохо.

Бессознательная коллективная система, о которой было сказано в начале, возникает из фантазирующих людей, объединенных друг с другом. Каждый кормит «гомункулусов» своих ближних и сам же зависит от их «подачек».

Указанная система социального взаимовлияния недружелюбно относится к тем, кто не принимает её правила. Она мешает взаимодействию с “чужими”. Человек, пребывающий в системе, зависим от стимуляции собственного эго, из-за чего рождается непонимание с теми, кто не имеет «гомункулуса» и не нуждается в его подкормке. Невозможно наладить «сетевое» общение с автономным человеком. Это бессознательно чувствуется обоими, что и препятствует дальнейшему контакту. Вы когда-нибудь отмечали, например, отторгающее отношение хипстеров к «чужим» и необходимость быть в среде себе подобных?

Пребывание в системе имеет множество негативных следствий, одно из них – неискренность. Разговор на серьёзные, животрепещущие темы воспринимается как наглое вторжение в личные границы. Ведь искренность в разговоре требует искренности и в отношении к себе, требует отказа от иллюзий, прививаемых коллективным бессознательным; настоящие же, живые разговоры разрушают зону комфорта человека. Недаром на Западе распространена практика дежурных разговоров о погоде, бейсболе и прочих незначимых вещах, а жизненное - табуировано.

Отсюда растут ноги у утверждения, что о деньгах разговаривать некультурно. Тем самым деньги объявляются важнейшей, и не просто важнейшей, но даже сакральной ценностью.

Такой же неискренней, формализованной оказывается и “бескорыстная взаимопомощь”: помочь неблизкому человеку что-то выбрать для покупки (неинтересное для сопровождающего), куда-то подвезти на машине… Делается это ради закрепощения друг друга в этих взаимосвязях, так как реальные действия ощущаются гораздо больше, чем просто слова: “Я хороший, потому что я всем помогаю, и все это знают”.

У замешанного в коллективном бессознательном любая попытка рефлексии и обращения к реальности приводит к обрушению всего кредитного порядка стимулов от системы. Можно представить себе состояние вырвавшегося из сетевых пут человека, который всю свою сознательную жизнь врал самому себе не просто в одиночку, а с подачи окружающих и при их поддержке (вспоминаем “Матрицу”).

К построению несуществующих моделей склонны в основном женщины, априори ориентированные на внешнее. Подобная система в среде женщин помогает им передавать социальный опыт, компенсирует пониженную рациональность в сознании каждой из участниц. Плох тот расклад, когда мужчина включается в эту систему не по своим правилам, а по-женски: он тоже начинает принимать на себя вышеупомянутые обещания и ожидания окружающих. Тогда коллективная бессознательная матрица загружает собой мужчину, вынуждая его быть неискренним с самим собой, что прямо ведёт к отупению.

Силами системы происходит своеобразное усреднение мозгов, в том числе и в профессиональном плане. Гендерное распределение ролей перестаёт быть контрастным. Женщины, тесно вплетаясь во вторичную для них сферу профессиональной самореализации, неизбежно теряют в женственности, мужчины же при «усреднении» теряют в мужественности.

Мужчина должен сознательно противостоять поглощению системой. Это необходимо для сохранения своего «я», а также для построения здоровых отношений с женщиной. Без воспитания женщины не обойтись: у мужчины просто не получится расслабиться рядом с включенной в систему женщиной, быть с ней по-настоящему наедине, без стены иллюзий между друг другом.

Мужчине следует продвигать настоящий образ женщины, настаивать, что он любит её реальную. Это поможет выдернуть бабу из-под влияния коллективного бессознательного. Кормят «гомункулуса» женщины её родители, подруги и прочие окружающие. Грамотный, сильный мужчина не встраивается в эту воздействующую систему. Он спускает женщину с неба на землю, показывая, что на земле не хуже, а даже чем-то лучше. Он не ломает её миф о самой себе полностью, оставляя нетронутыми «нейтральные», не беспокоящие элементы. Изменению подвергаются лишь те компоненты, с которыми мужчина контактирует.

При «выдергивании» женщины из этого самого настоящего коллективного бессознательного замеса опять же следует опираться на реальность. Не кидаться в крайности, считая систему то только хорошей, то только плохой. Подобное поведение будет скатываться в один из двух следующих шаблонов: либо подкаблучник-угодник, либо подавляющий суровый жлоб, копирующий традиционное поведение вне современного культурного контекста (в традиционном обществе мало внешних факторов влияло на женщину).

Использование несовременных поведенческих установок – иллюзия прошлого, которая не может повести за собой большинство хорошо социализированных женщин. Для бабы в данном случае будет лучше - то есть приятнее - определить себя через общество, чем через «старомодного» мужчину. Времена слепого следования шаблонам Традиции прошли, неосознанное поведение бесполезно; стоит помнить о том, что неясность цели действия указывает на вероятную бесполезность самого действия.

Тем самым, чтобы существенно влиять на женщину, живущую в современном обществе, мужчина тоже должен быть современным. Мужчина может быть каким угодно ретроградом, но он должен осознавать «дух времени», замечать, как он влияет на его женщину. Теперь мужчина вынужден реагировать на изменения в окружающей действительности. Это не значит, что надо следовать за общественными тенденциями. Необходимо следить за тем, что происходит в голове прежде всего у себя и, естественно, у своей женщины (правило безопасности в самолетах: при аварии сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребенка).

Если же не учитывать влияние системы, можно упустить лидерство в семье. Приведем пример: сидящая в четырех стенах с новорожденным ребенком замужняя женщина, которая раньше была гипер-общительной (или того хуже – клубной), начинает беситься. Ведь она, по сути, теряет саму себя, так как образ не получает поддержки из привычной атмосферы и привычными способами.

В случае, если отношения рухнули, баба для восстановления мифа о самой себе обесценивает мужчину (при помощи тех же подруг), вытесняя его изменения из своего образа. Разочаровавшись, в следующий раз она будет более закрытой, не доверяя свой образ для модификации своему избраннику. Несмотря на положительные качества самого мужчины, она не будет верить, что мужчина станет для неё чем-то важным в жизни, что он сам сможет определить её саму.

Обобщим вышесказанное. В глазах адекватной женщины критерии нормальности, силы мужика основаны на степени вовлечённости мужика в систему. Чем меньше он вовлечён в систему иллюзий – тем он круче и сильнее. Чем более объективное представление имеет мужик о реальности и о самом себе, тем больше он вызывает у женщины веры в то, что он может определять её настоящую, заменяя собой коллективное бессознательное. Если он - часть системы, то как можно ему верить, ведь он не верит сам в себя, отказываясь определять себя настоящего?

Женский принцип взаимодействия с реальностью – жизнь из вторых рук. Именно поэтому ценность мужчины в плане влияния на женщину нулевая, если он сам живёт из вторых рук и ретранслирует лишь полученное в системе. Мужчина должен вытеснять собой воздействие коллективного бессознательного, оставляя возможность передачи женщине нужного, полезного социального опыта из системы. Несмотря на то, что эта система является частью женской натуры, сильному мужчине вытащить женщину из неё возможно. Но никак не вовлеченному в систему.

Возникает вопрос – что же будет с коллективным бессознательным дальше? Оно с течением времени стабилизируется, уплотнится так, что находящимся в нём людям будет настолько комфортно, настолько привычно находиться в системе, что это станет по-своему традиционным. Отличающееся, то есть нормальное поведение будет отторгаться как неадекватное.

Иммунитет к поглощению системой иллюзий могут дать серьёзные психологические травмы, связанные с родителями – это уменьшает степень социализации. Уже на стадии подростка человеку с проблемами в семье трудно включиться в общество. Таким же образом трудно включиться в эту систему тем, кто сталкивался с материальными проблемами в детстве, этот фактор также препятствует крепкому слиянию с обществом.

Верно и обратное: если человек беспроблемен с детства, то он попадёт под влияние этой системы гарантированно, подобно аристократам прошлых веков.

Не создавая серьезных проблем вроде развода родителей или нищеты, ребенка можно уберечь от поглощения в этой системе лишь интенсивным самостоятельным воспитанием, что внедрит именно родительскую жизненную модель. Ей человек будет следовать с детства всю жизнь, именно к ней вернется после периода отрицания и антиповедения 14-15 лет. Очень важно закладывать в ребенка свою модель, своё мировоззрение, начиная с его рождения и до 12-13 лет.

Это подразумевает быть самим собой с ребенком - искреннее говорить с ним о жизни, об отношениях, то есть объяснять реальность вообще. Например, при совместном просмотре фильма с ребенком 6-7 лет, важно отвечать на возникающие у него вопросы типа “а почему это так”, “почему он так сделал”.

Таким способом в ребенке родителями поддерживается здоровое любопытство, которое удовлетворяется ими же. Именно благодаря такой активности у ребенка появляется альтернативный выбор – либо родительская модель, либо модель, прививаемая коллективным бессознательным. Для этого необходимо знать общие закономерности, знать происходящее в голове у себя и в головах окружающих. Понимание ситуации даст возможность помощи себе и ребенку в совладании с «гомункулусом» от общества, который всегда сидит где-то внутри.



Для тех, кому интересно голосом - ищите аудиозапись у меня ВК под тем же названием. Но там всё не структурировано, прошу учесть
Tags: М_и_Ж, диктофонные записи, либерализм, педагогика, психология
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments