Человек существо условно трехмерное, третье измерение для него достаточно жестко привязано понятиями «верх» и «низ», без них ориентироваться намного сложнее. Поэтому на заре освоения космоса необходимо было задать «верх» и «низ» в солнечной системе, требовалось это и для отрисовки интерфейсов, и для построения 3D проекций, и для пилотирования. (Прежде всего гражданского пилотирования космических аппаратов, военные из пилотов подобную дурь вытрясают в течение всего срока обучения, т.к. потеря времени и топлива на постоянные довороты к плоскости для них это потеря преимущества перед противником.)
Понятно, что у австралийцев не было шанса, верх был задан из северного полушария Земли, перпендикуляром от плоскости земной орбиты. Так как Земля вращается под углом примерно 23,44, условный «верх» в космосе условно обозначили «66,6» (округлив от 66,56). Надо ли объяснять какой резонанс это вызвало среди пилотов. Космонавт это что–то среднее между подводником и летчиком, поэтому суеверия для них возводятся в квадрат. А постоянно видеть на интерфейсах и озвучивать в эфире "число зверя" никому не хотелось. Нужно было заменить обозначение на что–то альтернативное. Выход предложили русские.
Помимо всего прочего 66,6 это земная параллель, через которую проходит тот самый «перпендикуляр», она же «полярный круг». Единственным примечательным объектом на всей параллели (ну почти на ней, будем честны) является город Салехард, построенный еще во времена СССР. В итоге, все заинтересованные ведомства разных стран практически единогласно согласились задать для верха космоса условное обозначение «Салехард», лишь бы не три шестерки.
С тех пор и до данного момента в радиоэфире можно слышать диалог между диспетчером и пилотом перед стыковкой с космической станцией
— Салехард.
— Салехард, выполняю. (Или «Салехард выполнил» или даже просто «Салехард»)
Для удобства и унификации все стыковочные узлы станций сориентированы к «верху». Диспетчер подтверждает капитану космического аппарата, что маневр безопасен и выполнить его не мешают какие–либо объекты, командир принимает, выполняет и подтверждает выполнение. Естественно никто ничего не выполняет вручную, все полностью автоматизировано, но машина не может нести юридическую ответственность иначе в стоимость автоматики пришлось бы закладывать риски производителей, поэтому ответственность делят диспетчер и пилот.
Кстати, считается хорошим тоном произносить «Салехард» именно в русском звучании, это в свою очередь стало еще одной приметой. Поэтому, несмотря на мягкую «Л», букву «Х» и твердую «Р», которых фонетически не существует во многих языках мира, пилоты старательно учат произношение этого обозначения, и произносят именно в русской транскрипции.
(Нашёл в Сети)
Journal information