К недавно развернувшейся дискуссии о том, зачем существуют школы. И должны ли они заниматься воспитанием подрастающего поколения.
В действительности, основная проблема коренится вовсе не в школах. Школа является лишь частным случаем более общего явления.
Проблема состоит в отношении всего нашего общества к либеральной доктрине вообще. Следует ли государству (по поручению общества) заниматься воспитанием граждан? Прививать им определенные ценности... Или, поскольку у нас полная свобода и каждый может делать, что хочет, формирование личности должно быть пущено на самотек? Каждая пара родителей воспитывает своих детей так, как хочет?
Если мы выбираем первый вариант - то есть государство берет на себя ответственность за воспитание граждан, то, соответственно, школа непременно должна быть вовлечена в процесс воспитания. Она будет не только "оказывать образовательные услуги" (как недавно сформулировали либеральные реформаторы), но прививать учащимся определенные нравственные нормы - как то и делала предыдущие несколько столетий.
Тем более что наиболее податливые к педагогическому воздействию граждане проводят в школе значительную часть своего времени. Воспитанием должен заниматься и детский сад, и в какой-то мере – даже ВУЗы. В советское время у всех на первом курсе были обязательные идеологизированные предметы: политэкономия, история КПСС, философия (марксизма-ленинизма). Не знаю, в какой мере это воспитывало в коммунистическом духе - историю КПСС студенты все до единого ненавидели - но попытка была.
Если же у нас провозглашается свобода от каких-либо нравственных норм, каждый живёт по красивым и убедительным принципам "никто никому ничего не должен", "ты не обязан отвечать за тех, кого приручил", "что хочу, то и ворочу" - то тогда и школа не должна отвечать за воспитание.
А сама по себе школа тут ни при чём. Пусть сначала с обществом разберутся.
Благодарность inessa_ph за набор и редактирование текста.
Journal information