Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

"Вертикальное выражение горизонтального желания"


Андрею Геннадиевичу Х., читателю из Тольятти посвящается


Додумался, в чём принципиальная ошибка свщ. Алексея Шляпина в его анализе танца (читать здесь). Главный вывод автора:

"Один из основополагающих принципов аскетики – хранение чувств (через органы чувств), в т. ч. хранение зрения, хранение осязания итд.

Соответственно, взгляд на женщину, которая совершает движения, рассчитанные на зрелище, направленные на возбуждение чувственного восторга (т. е. танцует или пляшет), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через зрение открывает дорогу блудной страсти. А сама женщина, которая совершает такие движения (т. е. танцует или пляшет), подпадает осуждению соблазнительницы «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7) и блудницы «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28).

Также. Прикосновение к лицу противоположного пола во время совместных движений, направленных на возбуждение чувственного восторга (т. е. во время совместного танца – видите, даже просто назвав вещи своими именами, видим, что совместный танец – это в принципе та же любовная игра, отличие от постельных отношений только в степени), очевиднейшим образом противоречит принципу хранения чувств. Поскольку через осязание открывает дорогу блудной страсти. А сами танцующие подпадают осуждению блудников или прелюбодеев. А если танцуют публично, то ещё и соблазнителей.

Т. о., светские танцы и пляски противоречат духовной жизни, противоположны добродетели целомудрия, поскольку служат возбуждению блудной страсти. Т. е. попросту греховны."

Богословски анализ действительно вполне точен. Отлично подобраны цитаты, логика отличается последовательностью и стройностью. А вот философски его рассуждения - ниже всякой критики.

Автор совершает обычную ошибку для всех верующих. Он рассматривает людей, мир, бытие вообще с узкой точки зрения христианской аскетики. Его рассуждения применимы только для монахов. Отчего так?

Для о. Алексея (как и для подавляющего большинства глубоко верующих христиан) главная и единственная цель жизни - спасение. Бог сотворил мир исключительно для того, чтобы люди спасались. Вне этой роли он никакого значения не имеет.

Люди также сотворены исключительно ради их спасения в жизни вечной. Всё остальное не просто выносится за скобки - но грубо отбрасывается. А ведь в Библии вполне ясно указано, чем должен заниматься человек.

В самой по себе идее спасения, а равно и стремлении к нему ничего плохого нет. Однако дело в приоритетах. В ранних текстах я писал, что правильная логическая цепочка была указана не только в соответствующих притчах Христа (о талантах), но и в беседе преп. Серафима Саровского с Мотовиловым.

Есть человек, который делает своё дело. Если он делает его правильно, и живёт в соответствии с христианскими принципами, это, в конечном счёте, позволяет ему спастись. Общая схема выглядела так: "Человек -> дело -> спасение".

Восточная ветвь Христианства выбросила из этой цепочки само дело. Сократив её до "человек -> спасение". То есть мы как бы перепрыгиваем через всё поле и оказываемся сразу в дамках.

Это примерно то же самое, как если ученик в школе не овладевает комплексом знаний, не учится правильно мыслить, а также ставить и решать задачи, но весь срок учёбы натаскивается на сдачу тестов. То есть ему не материал дают, но подсовывают одни тесты, и учат, как правильно ответить, чтобы получить вожделенный аттестат.

И сама школа воспринимается как место, где натаскивают на прохождение тестов. Самостоятельной ценности она (а равно и знания, и сама культура) не имеет.

Теперь вы понимаете, в чём главная абсурдность православных воззрений на мир и цель жизни человека. Как можно создавать продуктивную цивилизацию при подобном подходе? Весь мир - своего рода трамплин, позволяющий запрыгнуть в царствие небесное. Нравственность важнее прогресса.

На этом постулате почти тысячелетие выстраивалась наша жизнь, он лежит в основе нашего менталитета, в самой глубине нашей души. Наша русская цивилизация и сейчас не вполне от него отказалась.

Такое выкидывание среднего звена было типичным мошенничеством, но этого никто не замечает. Получается, что человек должен стремиться к спасению непосредственно, а делом можно пренебречь.

При последовательном развитии этого взгляда мы получаем всё больший разрыв между реальной жизнью и ритуалом. Русский купец выходит из дома ранним утром, тщательно крестится на все маковки церквей. Читает все положенные молитвы. Истово бьёт поклоны перед образами. А потом в своей лавке в кровь избивает мальчишку-прислугу за малейшее прегрешение. И одно ухитряется быть не связано с другим. Ритуал сам по себе, а жизнь - сама по себе. Стоит ли удивляться, что другие народы иронизируют над нашей духовностью?

Именно отсюда - всё наше "отставание" от Запада, вообще неуспех материальной составляющей восточно-христианской цивилизации. Если приглядеться - вся наша жизнь буквально пропитана отсутствием этого среднего звена. Наш бизнесмен работает не для того, чтобы получить удовольствие от мысли, что выпускает качественный товар или оказывает нужную людям услугу. Не ради уважения к его имени. Его цель - минуя всё это, срубить побольше бабла.

Отсюда и невероятные изгибы нашей истории. Ведь что такое революция 17 года? Точно такое же желание перепрыгнуть через длительный этап истории и сразу оказаться в коммунизме. О котором Маркс писал, что он наступит в далёком будущем, при высочайшем развитии производительных сил.

И среднего класса в западном смысле у нас нет. Человек, относящийся по системе западных понятий ко среднему классу, не имеет соответствующего классового сознания, ощущает себя принадлежащим к нижнему сословию. А как иначе, если его бизнес в любой момент могут отобрать, и никто не защитит?

И в системе православных взглядов есть только рай и ад - нет, как в католицизме, чистилища, как промежуточной аксиологической зоны. Мы люди крайностей именно поэтому.

Конфуций утверждал, что миром управляют символы. Это неверно: миром управляют идеи. Куда более прав был Вергилий, говоря "eligentes prouinciam nunties, existimesne eligere fate" - "выбирая богов, мы выбираем судьбу".

Основная проблема восточного христианства заключается в том, что не существует среднего звена, которое связывало бы жизнь литургическую и повседневную. Получается так, что Церковь не только оторвана от реальной жизни, но и с каждым столетием удаляется от неё. Безусловно, из этого не вытекает, что нужно реформировать Церковь, дабы приблизить к реальности - скажем, путём отказа от церковно-славянского. Боже упаси! Следует понять, что же является необходимым связующим звеном. Мне иногда кажется, что это одна из задач Русской Идеи.

Западное Христианство пошло по другому пути. Оно выбросило из основной цепочки последнюю ступень - спасение. Остался человек и его дело. Здесь мошенничества как бы и не просматривается. Потому что это своего рода духовная кастрация. Отсюда и невероятный успех западной цивилизации в деле. И та самая её бездуховность. Прогресс важнее нравственности. Угадайте, почему на Западе разрешили однополые браки, а у нас нет? Всё по тому же. Россия остаётся верна главным духовным принципам, заложенным тысячелетие назад.

Получается, что нам досталась духовность без материального успеха, а им - один только этот успех без духовности.

На самом деле, неправы оба. Прекрасно отдавая себе отчёт в полной еретичности этого мнения, я, тем не менее, настаиваю: это не одна из церквей откололась от другой, самой правильной. Но единое христианство "разделилось само в себе" на две составляющие. Каждая из которых сама по себе является неполноценной. Христианство, которое мы имеем как в православном, так и в западном вариантах, неполноценно. Это урезанная версия изначально полной концепции.

Каждый, и Восток, и Запад выбрал из единого, целостного учения то, что ему ближе. Собственно, ничего удивительного, так всегда и бывает. Если мы изучаем некоего автора, то тоже выбираем у него наиболее близкое нам. С учением Христовым произошло то же самое.

На каждой части за 2 тысячи лет была построена своя цивилизация. И они, в общем, антагонистичны. Не только потому, что основываются на взаимно исключающих принципах. Но и потому, что каждая искренне уверена, что является самой универсальной, и втайне надеется подчинить себе другую. Каждая утверждает, что другая откололась от неё, единственно правильной и самой главной.

Но с этим уже ничего не поделаешь. Две цивилизации построены, христианство тоже уже не объединить. А поскольку с Западом всё более-менее ясно, то перейдём к Православию. То есть ошибкам нашего священника.

Бог заповедал человеку плодиться и размножаться. Кроме того, ещё в Эдеме Он привёл к человеку всех зверей и птиц, чтобы тот дал каждому имя. Это и было началом человеческой культуры.

Мы не просто размножаемся, как звери. У нас в этом процессе задействована культура. Используя её, мы не только находим себе пару, но и в дальнейшем строим взаимоотношения, растим детей, передаём им свой опыт... На сей счёт также существуют культурные коды, выработанные всей нашей историей.

Мы - не животные. У нас есть язык, культура, и всевозможные социальные практики и институты, помогающие строить взаимоотношения. Скажем, психолог, с которым можно посоветоваться (ранее - священник). Родители, которые дают нам советы. Друзья, с которыми можно всё обсудить...

Но мы и не роботы, которых священник подводит друг к другу и повелевает жить вместе, дабы потом спастись. У человека есть сердечные склонности, есть свой вкус, пристрастия, слабости и недостатки. Есть уникальный генный код (который, кстати, создал Бог - если уж мы осмысляем проблему в христианской парадигме). Есть феромоны, на основании которых мы чуем, подходят ли наши генные коды друг другу. Эти феромоны, и орган, который их опознаёт тоже придумал Бог (повторяю: это не у меня ПГМ, это я продолжаю осмыслять размножение в той же христианской парадигме). А культура вооружила нас средствами, чтобы подойти друг к другу и познакомится.

Сюда относится и танец. Нет смысла рассуждать, насколько танец боговдохновенен, и с какой целью танцевал Давид-песнопевец. Танец существует как часть человеческой культуры, это данность нашей жизни. Такая же, как сон и бодрствование, еда и дефекация, как саккадические движения глаз.

Алексей Шляпин неправ, постулируя исключительно сексуальную направленность танца. Первоначально танец зарождался как набор ритуальных движений, позволяющих древним людям задобрить богов для удачи на охоте (а равно и во всяких других делах). На почву отношений он был перенесён гораздо позже, по мере общественного развития. И это не вина танца, что наша культура движется в сторону преобладания сексуальной составляющей. Он является лишь отражением общего состояния культуры.

На самом деле, к танцу как культурному феномену вполне применимо то, что И. Шангина говорит о празднике вообще:

"Праздники играли очень большую роль в жизни русского народа. Молебны, крестные ходы, собиравшие в обязательном порядке всех жителей одной деревни, одного села, одного городского квартала, общее праздничное гулянье -- все это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздники способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню. Кроме того, они предоставляли молодёжи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, более широкую, чем в другие дни, возможность выбрать брачную пару, а радостная атмосфера снимала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях полов... Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжелых крестьянских работ, отвлекая и от семейных проблем, и давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение вызывало иллюзию равенства всех людей, т. е. в какой-то степени, хотя и на время, снимало социальную напряженность в обществе." ("Русские праздники", Спб, стр. 14).

В традиционной культуре сексуальная составляющая танца находилась отнюдь не на первом месте. Для примера возьмём кавказский танец из этого видео:



Что мы видим? Каждая деталь танца имеет свой смысловой посыл, отражает особенности культуры взаимоотношений. Девушка движется мелкими шажками. Что это выражает? Скромность. Классическая женская добродетель. Движения рук девушки подчёркнуто плавные, изящные. Что они означают? Желание подчеркнуть женственность, обратить внимание на свою красоту. Что выражает танец в целом? Желание отношений. Именно отношений, окончившихся браком, а не секса.

В некоторых кавказских танцах девушка выходит с кувшином на плече. Это означает "я хорошая хозяйка, готова заботиться о питании семейства". Кроме того, кувшин используется для переноса питьевой воды. Это намёк на чистоту, то есть девственность нашей героини.

Традиционная культура никогда не толковала кувшин во фрейдовском смысле. Действительно, во многих культурах бытовала примета - не к добру нерожавшей девушке встретить женщину с пустыми вёдрами (детей не будет). Однако в данном случае ведро означало женскую утробу, но не вагину. Чувствуете другой акцент?

Одно дело секс как удовольствие. И совсем другое - утроба как средство продолжения рода. Именно её и символизирует кувшин. "Я готова родить тебе детей" - как бы говорит девушка. Не осознавая всего этого, символика кувшина, тем не менее, вполне адекватно расшифровывается бессознательным и партнёра по танцу, и зрителей.

В традиционной культуре продолжение рода было важнее, чем удовольствие от секса. В брак вступали, потому что так Бог велел, и потому что так заповедано от предков. То есть - выполняя свой долг. А не для получения всяческих приятных бонусов, как сейчас. Дилемму "что важнее - долг или удовольствие?" - традиционная культура изначально решала в пользу первого. В исламских странах это и посейчас так. Обратите внимание, сколь добросовестно трудятся таджики на самых чёрных работах...

На видео все соблазнительные части тела скрыты под длинной одеждой. Добавлю также, что всеми движениями мужчина в традиционной танце демонстрирует почтительность к партнёрше. Это - к пошлым либеральным инсинуациям, что в традиционной культуре женщина была полностью замордована. Танец, в некотором роде, задавал общую модель поведения по отношению к другому полу.

Что означают движения парня? "Посмотри, какой я мужественный, сильный и ловкий". Кроме того, мужской танец отражает готовность быть воином, то есть защитить свою избранницу. При некоторых движениях парень берётся за кинжал.

Всё. Подведём итог. Движения женщины в традиционном танце выражали мягкость, женственность и скромность, мужчины - мужественность, ловкость и силу. Где тут секс, которым бредит наш священник? Пусть он покажет хоть одно движение, которое можно трактовать как соблазнительное?

Ну да, любое движение с некоей высшей точки зрения можно толковать как соблазн. А если я смотрю на образ в красивом окладе? Разве он не "приятен для глаз и вожделенен" (Быт. 3.6)?

Можно рассмотреть любые традиционные танцы. Вместо кавказского взять узбекский, японский, турецкий, молдавский или русский. Там везде сексуальная составляющая практически отсутствует. Равно как и сам секс (удовольствие вообще) в традиционной культуре отнюдь не на первом месте.

В либеральной культуре главные жизненные приоритеты поменялись местами. Мы теперь живём и работаем исключительно ради удовольствия. Это, кстати, вполне закономерное развитие западной христианской парадигмы, где спасение, вообще духовные ценности были задвинуты в долгий ящик.

Почем наш священник остановился на анализе только современных танцев, которым сорок лет в обед? Почему не рассматривает танцы предыдущих веков и даже тысячелетий?

В современном танце всё иначе. Там всё просто: "смотри, какой я сексуальный и могу тебя трахнуть" - "смотри, какая я сексуальная и могу трахаться". Но почему автор не рассматривает всю культуру в целом, не обличает либерализм с его извращениями? Отчего выбрал только одно частное проявление?

Кроме всего прочего, по поведению человека в танце можно составить некое первичное представление о его характере. Грубый он там, или внимательный... Это, кстати, даже и современного танца касается. При всей своей ценностной извращённости, современный танец точно также помогает найти себе пару.

В предыдущих записях уже цитировались замечательные рассуждения о значении русского хоровода. Заметим, что он имел и педагогическую, воспитательную ценность: провинившегося члена общины в хоровод не допускали. Или наш автор отрицает и социальную жизнь в целом?

Странно, что визуальное наслаждение красотой иконостаса в церкви наш автор допускает, а такое же наслаждение красотой женского лица и фигуры - нет. Он точно уверен, что это совсем разные виды наслаждения? Обслуживаются разными видами гормонов?

Танец (и как составная часть праздника, и взятый сам по себе) выполняет множество функций, и сексуальная - лишь одна из них. Почему наш автор сосредоточился только на ней? Потому что для него аскеза, спасение души - единственная цель человеческой жизни. Все остальные жизненные цели как бы не существуют.

Отвергая танец, наш автор, в конечном счёте, отвергает и человеческую культуру вообще. Во имя чего? Во имя спасения. Нетрудно видеть, что тем самым он профанирует идею спасения, делает её негативной, запрещающей ценностью.

Следует понять, что мы имеем дело не с частной ошибкой отдельного священника. В данном случае о. Алексей выражает мнение всей восточной церкви.

Христианство в его православном изводе, будучи усвоенным однобоко, не сумело интегрировать в себя светские представления о культуре, не смогло подружиться с искусством и наукой. Не составило со светской культурой полноценный конструктивный союз. Оно ударилось в крайности, стало слишком требовательным, ригористичным - вот как наш священник.

Поэтому общество обратилось к западному опыту. Выбирая между танцем и спасением, наше общество давным-давно выбрало танец.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Восток - Запад, М_и_Ж, богословие, история, критика, культура, психология, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments