Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Метафизика антиповедения



"Снимается" только предыдущий этап общественного развития. Он уходит в бессознательное и откладывается там в виде самого верхнего слоя.

Нынешний этап общественного развития откладывается в сознании и сверх-сознании.

Поскольку предыдущим этапом общественного развития было язычество и поклонение предкам, то всё это отложилось в бессознательном.

Оттуда, из бессознательного, это язычество и прорывается в виде антиповедения. Потому что предыдущий уровень стоит как бы в антагонизме с нынешним.

Нынешний, наличный этап есть система принятых сейчас культурных норм и ограничений, замешанных на Христианстве. Культура здесь и сейчас это культура Христианства. Антиповедение - это прорыв прежнего этапа, язычества в нашу жизнь, желание взять реванш.

Отсюда и все внешние особенности антиповедения, о которых пишет Бахтин: маски, вывернутая одежда, оголение телесного низа, и прочее:

«Ряжение- элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок, праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя “личины” и “скураты”, участвующие в игрищах с “дьявольскими обличьями”, с косматыми козьими “харями”. Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу.

Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку.

Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения.

...Девицы любили наряжаться в мужское, а парни — в женское. Комический эффект в таких случаях достигался несоответствием наряда (вида) и поведения (жестов, ухваток).

Иное дело — когда рядились всевозможной нечистью. Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, концентрируя в своем новом, “вывернутом” образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит наряд. При этом происходило своеобразное “очищение”. Чтобы избавиться от всей нечисти в душе, надо было ее выявить и олицетворить (то есть, ввести в образ), что и происходило во время Святок.

Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны составляли подчас половину дела. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались также покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и действительное лицо, известное всем какой-нибудь характерной особенностью.

Маска-личина — обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок» (Байбурин. А.К. Ритуал в традиционной культуреСтруктурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993)


Таким образом, бахтинское антиповедение - не реализация душою (и культурой) неизвестно откуда, из ничего взявшейся потребности в перверсии. Это временная редукция психики на предыдущий этап психического развития, связанный с язычеством. Это своего рода переключение души - с целью отдыха.

Нынешняя культура всё время требует. А предыдущая как бы идеализируется. Не только сознанием, но и бессознательным. Редуцируясь на прошлый уровень, как бы актуализируя его, мы отдыхаем. Отдых близок к счастью, а счастье всегда возвращение в детство.

Собственно, русские ряженые - это и есть типичное антиповедение. Язычество было загнано вглубь, оно хочет вернуться и победить принятые ныне христианские нормы поведения. Оно и проявляется в виде ряженых.

Именно поэтому Церковь в столь резкой форме восставала против всех этих игрищь да гульбищь. Она отлично понимала, откуда у таких увеселений ноги растут. Ну, конечно, Церковь готова была бы всё это отсечь, во имя спасения души. Потребность в отдыхе, сферу бессознательного... Раз связано с язычеством - надо запретить. Нефиг радоваться, надо спасаться.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: ecclesia, культура, психология, религия, философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments