Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Обратная сторона идеала




– Рассудите сами, Григорий Васильевич, – ровно и степенно, сознавая победу, но как бы и великодушничая с разбитым противником, продолжал Смердяков, – рассудите сами, Григорий Васильевич: ведь сказано же в Писании, что коли имеете веру хотя бы на самое малое даже зерно и притом скажете сей горе, чтобы съехала в море, то и съедет, нимало не медля, по первому же вашему приказанию. Что же, Григорий Васильевич, коли я неверующий, а вы столь верующий, что меня беспрерывно даже ругаете, то попробуйте сами-с сказать сей горе, чтобы не то чтобы в море (потому что до моря отсюда далеко-с), но даже хоть в речку нашу вонючую съехала, вот что у нас за садом течет, то и увидите сами в тот же момент, что ничего не съедет-с, а все останется в прежнем порядке и целости, сколько бы вы ни кричали-с. А это означает, что и вы не веруете, Григорий Васильевич, надлежащим манером, а лишь других за то всячески ругаете. Опять-таки и то взямши, что никто в наше время, не только вы-с, но и решительно никто, начиная с самых даже высоких лиц до самого последнего мужика-с, не сможет спихнуть горы в море, кроме разве какого-нибудь одного человека на всей земле, много двух, да и то, может, где-нибудь там в пустыне египетской в секрете спасаются, так что их и не найдешь вовсе, – то коли так-с, коли все остальные выходят неверующие, то неужели же всех сих остальных, то есть население всей земли-с, кроме каких-нибудь тех двух пустынников, проклянет Господь и при милосердии своем, столь известном, никому из них не простит? А потому и я уповаю, что, раз усомнившись, буду прощен, когда раскаяния слезы пролью.
– Стой! – завизжал Федор Павлович в апофеозе восторга, – так двух-то таких, что горы могут сдвигать, ты все-таки полагаешь, что есть они? Иван, заруби черту, запиши: весь русский человек тут сказался!
– Вы совершенно верно заметили, что это народная в вере черта, – с одобрительною улыбкой согласился Иван Федорович.
– Соглашаешься! Значит, так, коли уж ты соглашаешься! Алешка, ведь правда? Ведь совершенно русская вера такая?
– Нет, у Смердякова совсем не русская вера, – серьезно и твердо проговорил Алеша.
– Я не про веру его, я про эту черту, про этих двух пустынников, про эту одну только черточку: ведь это же по-русски, по-русски?
– Да, черта эта совсем русская, – улыбнулся Алеша.

Достоевский, "Братья Карамазовы"


Два момента. Философ Александр Зиновьев пишет в своих поздних работах, что Запад не нуждается в идеологии как таковой; идеология растворена в потребительской культуре. «Потребительство» уже в самом себе несет идеологию.

Артемий Лебедев, блоггер и дизайнер, как ни странно, написал очень хороший текст (сейчас не найду). В нем он утверждает, что в России всё делается через «систему запретительства», когда на Западе все обставлено умнее и изящнее. На Западе общественные отношения зиждются на высокой конкуренции, и людям, чтобы выживать, приходится быть изобретательными.

В России же такой высокой конкуренции нет, поэтому к силовым методам решения проблемы прибегают очень часто. Например, в метро ворота у них закрыты и открываются после оплаты; у нас же было так, что ворота постоянно открыты, но если ты не оплатил, они тебя ударяют. Также существует интересная западная система водительских прав (id), которые на Западе практически заменяют паспорта; права эти с пропиской абсолютно не связаны.

Тут меня осенила интересная мысль. Запад, говоря без обиняков, живет одними удовольствиями. Вне какой-либо системы нравственных координат. То есть, выражаясь по старинке, грехом. И живет им открыто. В этой ситуации нет смысла врать или увиливать. Вот грех – приходи, наслаждайся, зачем тебе высокие ценности?

Россия же, в отличие от Запада, сохраняет (пусть и в усечённой форме) некие моральные рамки ограничения - а потому не может раствориться в потребительской культуре, и нуждается в идеологии, в некой высокой планке. И именно поэтому российскому обществу нужна определенная доля лжи.

Это станет очевидно, если мы попытаемся ответить на вопрос «что такое идеал и как он совместим с жизнью общества?».

Довелось встретиться с рассуждением, что в школах преподавание литературы идет неправильно: необходимо говорить не только о произведениях, но и о личности писателей, и особенно - об их недостатках. Мол, тогда они станут ближе детям, ребята лучше поймут их творчество.

Эта мысль - полная чушь. Ребенку как раз нужно подавать идеализированное представление об авторе. Ведь дети воспитываются на идеалах. Собственно, воспитание и сводится к усвоению идеалов. Что такое народные сказки, как не идеалы в чистом виде? Разве там не действуют идеальные герои, поставленные в идеальные обстоятельства, когда они ведут себя идеальным, понятным для ребёнка образом?

Только идеалы, понятия и образы, очищенные от земных мелочей могут продемонстрировать некрепкому уму, чем отличаются добро и зло. Потому что в реальной жизни всё намного сложнее. И то, и другое, как правило, встречаются в смешанной форме.

Если начать сообщать ребёнку о недостатках автора, то его восприятие уцепится за них, они станут первичны, и он не сможет полноценно понять и принять суть художественного произведения.

И если мы следуем такой парадигме воспитания, то мы вынуждены скрывать от ребёнка некие недостатки тех же писателей, или то, что события, происходящие в сказках, на самом деле происходили иначе. То есть вынуждены ребенка в чем-то обманывать, чтобы создать и сохранить в нём идеал. Тогда идеал легче прививается.

Система, которая существует на идеалах, даже если далеко их не достигает, вынуждена постоянно прибегать к лжи, чтобы отстаивать эти идеалы.

Система же, в которой идеала нет, или он полностью сводим к наслаждению как высшей ценности человеческой жизни, во вранье не нуждается. К чему врать и приукрашивать? Грех и без того достаточно привлекателен.

Получается парадоксальная вещь. Представителей русской культуры обвинительным тоном спрашивают: «и где она, ваша духовность?». Это правильное обвинение, потому что мы постулируем идеалы как нечто важное, и, естественно, никогда не достигая их в полной мере, вынуждены выделять их искусственно, то есть, с точки зрения суровой правды жизни, лгать.

Простейший случай - идеал супружеской верности. Подавляющее большинство супругов неверны. Однако от этого мы не отказываемся от идеала верности, имеем его в виду, оценивая собственное поведение или других.

Мы не можем отказаться от идеалов. Представления о совершенном побуждают нас развиваться, дарят нам определенную систему ценностей, систему координат, по которым мы оцениваем нашу жизнь и поступки, судим самих себя; эти представления вынуждают нас бороться за истину.

Но подобная система координат имеет и негативную сторону. Рядом с идеалом мы всегда несовершенны. Идеала достичь невозможно, на то он и идеал. И в случае общественной трансляции идеала, мы вынуждены врать, скрывая недостатки и изъяны. Чтобы идеал был понятен широким массам. Например, про супружескую верность приходится говорить, что это хорошо и приятно - хотя на самом деле, неверность несёт куда больше удовольствий.

Итак, в обществе с высокими ценностями каждый означает больше самого себя. Президент не просто президент, а что-то вроде монарха, выражающего общественные идеалы. Поэтому про личную жизнь Путина ничего не пишут; про жизнь же западного президента могут написать всё, до самых интимных мелочей, потому что этот последний ничего не персонифицирует.

Именно поэтому в нашей культуре поэт больше, чем поэт. Художник больше художника. И так далее. Потому что у нас поэт не просто сочиняет красивые вирши - но выражает определённые общественные идеалы. И от него ждут такого идеализма, в том числе и в личной жизни.

По этой же самой причине мы подсознательно ждём от поэта - да и любого творческого человека вообще - бескорыстия. Нас коробит, когда выясняется, что он хочет заработать на своих стихах. От подобных обвинений отбивался ещё и Пушкин:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Если ты пишешь об идеалах, то изволь им сам соответствовать Иначе получится лицемерие.

Нет смысла сообщать русскому человеку о недостатках. Ему нужен «нас возвышающий обман». А вот на Западе он не нужен. А поскольку «нас возвышающий обман» у нас есть, то приходится привирать там, где мы неправильно поступим.

Именно поэтому для некого якобы объективного наблюдателя наша система пропитана ложью. Ведь так и получается. Где он, этот идеал? Ведь он существует в нашей жизни в неявной, растворённой форме. Мы ориентируемся на него, но практически никогда его не достигаем.

Выпив воду, мы можем почувствовать каплю вина в воде, но со стороны, сколько ни смотри, не увидишь эту каплю. "Растворенность" идеалов – самое существенное свойство нашей жизни.

Однако из того, что идеал в его полноте недостижим, не следует, что от него нужно полностью отказаться.

Есть несколько других, специфических аспектов, присущих обществу с идеалами, помимо того, что оно вынужденно периодически прибегать ко лжи.

Например, в общественном представлении такого социума всегда есть десять праведников, которые не просто раз в жизни достигли уровня идеалов, а постоянно живут на этом уровне. Общество о них знает, они есть, и именно на них, по утверждению Христианства, держится мир. Святые подвижники, писатели и т.д. Идеалы когда-то кем-то воплощаются, а общество их просто переносит ради этого воплощения.

Запад ценен профессионализмом. Там все профессиональны: врачи, учителя. У нас как? К какому врачу/учителю попадешь. У нас система основана на том, что кто-то более выражает идеал, кто-то – менее. Этот учитель замечательный, горит огнем знания и заражает детей, - тогда ребенку повезло. Мы попадаем на учителя. Также собираясь идти в поликлинику к хирургу мы всегда стараемся выяснить, кто хороший хирург.

Наша система ориентирована на большую или меньшую степень воплощения идеала.
Западная система вообще идеала не воплощает, а воплощает степень удовольствия.

В своё время я заметил интересное отличие журналов россиян от тех, кто уже давно эмигрировал на Запад. Если проживающий в России обязательно напишет о событиях в стране, о политике, коснётся "проклятых вопросов", то уехавший рано или поздно начинает писать только об удовольствиях. О том, какой фильм посмотрел, в какой ресторан с женой сходили, какую купили игрушку ребёнку... У него нет рассуждений о политике и прочих жизненных вещах.

О чем бы не рассуждал русский человек, он все равно пытается идеал. Русские всегда ищут идеал в любой деятельности, в жизни, именно поэтому мы так любим рассуждать о политике. По сути дела, все наши споры сводятся к тому, насколько данный политик (или данное решение) выражает наш идеал. Да и спорим мы, по сути не о персоналиях, но об идеалах. Какой из идеалов является наиболее русским?

Еще один аспект. Русский человек вспоминает об идеалах в критический момент, показывает самоотверженность и другие качества. Не русский человек заточен под критические ситуации, а в критические ситуации он показывает свои лучшие качества, что как раз и указывает на наличие идеалов.

В своё время вычитал историю о западной технике, поставляемой во время войны по ленд-лизу. В американских танках, когда происходил выстрел, автоматически включался специальный вентилятор и высасывал пороховые газы. Сиденья танка было подпружинено и обтянуто натуральной кожей. Русских это раздражало, поскольку что для них война ассоциировалась с аскезой, а не удовольствием: какой кожаный салон?... Война – время воплощения идеалов, когда каждый показывает, что он собой представляет.

Русских раздражали детали, которые напоминали о другой жизни, мирной, расхлябанной, полной удовольствий. Мы же максималисты. Воевать, так воевать. Аскеза – отдавать себя всего, лишать себя всех удовольствий. Для американцев же война – продолжение удовольствия, способ заработка. Именно поэтому в Америке контрактная армия прижилась а у нас нет. Русский человек, воюя, воплощает идеалы. Говорят же: «Не служил – не мужик». Что имеют в виду? Достижение идеала мужественности.

Однако в обыденной жизни такие идеалы практически никогда не реализуются. Однако они есть. И чтобы люди помнили о них, жизнь приходится приукрашивать, скрывать какие-то детали. Враньё - обратная сторона идеализма. И того, кто живёт идеалами, гораздо легче обвинить во лжи, нежели того, для кого удовольствия - самое главное.

Земной поклон inessa_ph за набор и редактирование текста. Диктофонная запись тут




Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: Восток - Запад, Россия, Русская Идея, диктофонные записи, идеология, философия
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Важнее, чем Закон

    Почему на Западе соблюдают закон? Почему его вообще соблюдают? Там законопослушное общество… Почему? Первое, что приходит в голову – привычка. Но…

  • Обратная сторона зла

    Иронизируют по поводу русской духовности. Приводят примеры из жизни, опровергающие её существование. Или просят привести примеры. Слепые вожди…

  • Предпочитающим свободу...

    ...Как самую главную и наивысшую ценность, следует хорошо понимать, что им со временем неизбежно придётся рукоплескать разрешению однополых…

  • Россия никогда не сможет конкурировать с Западом

    Запад имеет специфическое, не виданное в мировой истории отношение к миру и людям. Для западного человека мир - своего рода мастерская, где всё…

  • Чем предаётся Бог

    "Наша страна принадлежит Западу с Х века, когда Русь приняла христианство. Россия во многом сформировала ту культуру, которую принято называть…

  • Россия между прошлым и будущем

    Вера в прошлое (оно же вечное) предполагает постоянное ухудшение, деградацию идеала, который был в прошлом. Настоящее как бы ступень такой…

promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →