Старое рассуждение моего друга, borey3 по поводу того, как сейчас устраивают праздники типа "День города". Он, в некотором роде, специалист по устроению народных праздников, поэтому его мнение имеет вес.
"Устроители праздника подобного дню Москвы или дню Челябинска (вообще дню любого большого города) не собираются зажигать людей, "душу не вкладывают". Для них это не праздник, а мероприятие. "Провели работу", "освоили бюджет" и "поставили галочку".
Отсюда привычная бестолковость официальных (да и прочих) праздников - нет идеи у самих устроителей, они не могут её озвучить и передать народу. "Фишки" и шаблонные наработки есть, а идеи - нет.
И по этой же причине нет никакого ответного движения у людей, пришедших на праздник.
А с чего бы??? Они остаются зрителями, сторонними наблюдателями. В таком состоянии человека бездеятелен, вне действа, "умно" смотрит со стороны, выбирая себе по интересам. А ведь без действа, которое втягивает людей, не возможно и их единение.
Очень показательны видео, которые Игорь выложил в мэйле. Танцы - на любителя и знатока. А ведь достаточно было одной паре устроить обучение и народу было бы больше. Джаз-бэнд самовыражается, поёт чё-то... а если бы по-русски, да попробовал завести что-то простое, но общеизвестное, то народ бы ну хоть чуток подхватил.
Игорь много написал о карнавале. Предлагаю иначе взглянуть на праздник - глазами традиционной культуры.
Праздник - состояние противоположное обыденному. Он нужен для отдыха, но прежде для того, чтобы обновить связь человека с Миром - людьми, природой, Богом. Если совсем просто, то праздник позволяет набрать силу.
Праздник невозможен без труда, требующего всех сил и захватывающего сполна. Такого труда в современном обществе почти нет и отсюда для многих праздник - развлечение или же очередное, почти неразличимое от бесконечных прикольно-унылых и ненапряжных будней, времяпрепровождение.
Карнавал в народном празднике не обязателен. Главное не в том, чтобы человек переодевшись (скрыв лицо) мог бесчинствовать (нарушать устоявшиеся общественные связи, ниспровергать статусы) и безобразничать (проявляться напрямую, не подгоняя движение души под общественные правила поведения). А в том, чтобы человек влился в общее действо, в котором не нужно думать о приличиях, можно проявляться напрямую, как дураки. Такой человек сродни голому, он на позоре - обозрении у всего белого света. Но такое состояние позволяет почувствовать то, что трудно словить под защитой - нечто, что двигает, вдохновляет, насыщает жизнь.
Чтобы начать переход в это состояние и нужны были ряженые. По сути, они - заводилы, которые должны шутками зажечь очищающий душу смех у людей. И на этой волне втянуть их в общее действо. Скоморохи заводили игру в которой обсмеивали себя, потом ближних, потом дальних, вовлекая всех в игру-перебранку, где главное переговорить-переврать друг друга. И тут уже все дураками становились. И переодеваться для этого всем было не обязательно.
Кстати, с этой же целью водили медведя на цепи. Смысл простой: страшно до ужаса, потому что реально может задрать, но интересно, ведь мужик-стервец его водит и ничего. Страх же - то, что сдерживает, гасит силу, не позволяет тронуться, действовать, жить. Но пример поводыря позволяет переступить через страх, выйти на новый предел.
Все игры и забавы, танцы начинались именно после такого разогрева. И все они проходили как общее действо. Мужики выходили на кулачки, а у остальных была своя роль: старики ценили уровень бойца, мальчишки учились драться, бабы тешились тем, как их мужики метелят чужих, девки присматривали суженого.
На празднике всегда были люди (скоморохи те же), которые отслеживали общее течение. Они поддавали жару, если где-то стало сминаться или затухать гуляние, заводили новые забавы.
Да и сам народ, разгорячившись без подсказок делал то, что умел и хотел.
Описывать можно много, но главное в народном празднике - это понятие границы, межи. Она обозначала грань между состояниями - обыденным и особым, праздничным. Как входили в праздничное состояние я уже написал. Нужно прибавить различные узнаваемые атрибуты, которые связаны с праздником, и некоторые символические знаки, которые переключают именно психологически - воротца, черта на земле, за которой "начинается другое". Столь же важно было вывести человека из праздничного состояния. И здесь способов хватало..."
Journal information