Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Судьба заблудившейся овцы



Известный журналист, m_yu_sokolov соизволил поиграть в богослова, попытавшись обличить А. Кураева в "Донатист и монтанист"
Он пишет:

Диакон А. Кураев, очередной раз обличив содомитов (или тех, кого он таковыми считает), спрашивает: "Богословский вопрос остается открытым: что держит в руках вот тот дядя по центру, ценитель и покровитель красивых юношей -- Тело Христа или просто хлебушек?".
http://diak-kuraev.livejournal.com/1062781.html?style=mine#comments
В православии -- в отличие от раннехристианских ересей донатизма и монтанизма -- вопрос не считается открытым, ибо действительность таинства не зависит от личного недостоинства это таинство совершающего.
"Веруйте - научает св. Иоанн Златоуст, что и ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Иисус Христос возлежал. Одна от другой ничем не отличается. Нельзя сказать, что эту совершает человек, а ту совершает Он Сам. Когда видишь, что священник преподает тебе дары, представляй, что не священник делает это, но Христос простирает к тебе руку. Как при крещении не священник крестит тебя, но Бог невидимою силою держит главу твою, и ни ангел, ни архангел, ни другой кто не смеет приступить и коснуться, - так и в причащении". Случается, - говорит тот же св. отец, - что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни причащению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется, жизнью священника. Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией и Бог действует на нас в таинствах". "И праведный священник никакой пользы не принесет, когда ты неверующ, ни злой нимало не повредит, когда ты - верующ... Житие ли священническое, добродетель ли споспешествует столь великим делам? Нельзя тому, что дарует Бог, совершаться от добродетели священника. Все - дело благодати; дело священника отверзть уста, все делает Бог; священник исполняет только образ". То же утверждали и другие отцы Церкви, напр. св. Кирилл Иерусалимский, св. Амвросий, бл. Августин. (http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/126/42.html)
Как апологет о. диакон теряет квалификацию на глазах.


В пылу полемики Иоанн Златоуст - и сам по себе не Бог весть какая крупная фигура в богословии - ухитрился подзабыть, что Тело Христово, Церковь, состоит не из одних только иереев и благодати, передаваемой через рукоположение.

Есть ещё паства, народ Божий.

И они все вместе составляют единое нерасторжимое целое. Именно поэтому в православных храмах священник служит спиною к прихожанам: он предстоит вместе с ними Богу.

И здесь уже появляются всякие детали, в которых прячется дьявол.

А именно - значение общественного мнения. Воззрение общины на грешников. В том числе и грешного епископа.

У Христа было вполне определённое высказывание, как обличать грешника. Сначала наедине - а потом, если не послушает, рассказать всей церкви.

"Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:12-18).

Почему? Потому что мнение, грехи, заблуждения даже единичной "овцы" имеют значение. Иначе Христос бы о такой необходимости не говорил. Откуда такая проблема с одной заблудившейся овцой? А если эта овца - сама пастырь?

Дело не в одной благодати. Ей проблема не исчерпывается.

Если вся община знает, что данный пастырь грешен, то, не запрещая его в служении, она либо разделяет его грех, приобщается к нему, покрывает его, либо причащается в осуждение.

Здесь именно знание принципиально. Если о грехах архиерея знают 1-2 человека, то это не в счёт. Вся община причащается полноценно, тем Самым Телом Христовым. Ведь благодать - не электроэнергия, она подаётся Богом. И Он в силах подать её тем, кто не знает о грехах пастыря.

Может ли служить сам архиерей с такими грехами? Спаситель утверждает: "если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:23-24).

Возьмём более простой, бытовой пример. Допустим, есть группа хороших друзей, среди которых супружеская пара. Одна из женщин этой группы узнаёт, что этот муж втайне изменяет жене. Некоторое время она будет терзаться - рассказывать, или нет. Если она напишет об этом на форуме, то мнения разделятся. Согласия в том, что надо рассказать или нет, не будет.

Теперь представим себе, что в этой компании все до единого знают о его изменах. На жену смотрят либо сочувственно, либо иронически (когда она облизывает мужа, который того не стоит). Более того: все узнали, что его любовница забеременела, и было решено оставить ребёнка. А законная жена только сейчас надумала забеременеть, всем рассказывает, что они планируют малыша. Следует ли ей рассказывать об измене?

Как видите, ситуация, когда знают все, кардинально меняет дело.

Как может литургисать архиерей, если его паства чуть не поголовно знает о его грехах? Знает - и тем не менее, бездействует? Чаще всего себя оправдывают тем, что "каждый должен думать о собственных грехах". На самом деле, это классическая позиция "моя хата с краю". Та самая теплохладность, о которой предупреждают в Апокалипсисе.

Поэтому в данном случае прав именно Кураев. Поэтому он и рассказывает всей Церкви. Наедине не получилось.

Но он прав именно богословски, как христианин. А вот политический аспект публичного осуждения грешников в церкви - совсем другое дело. Но и это решаемая проблема, не такая сложная, как очищение сердечное... Но ведь мы же о чисто богословской стороне здесь говорим?

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: ecclesia, Кураев, богословие, вынесено из коммов, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
Comments for this post were disabled by the author