Западный человек достигает успеха, чтобы убедить себя и других, что он лучший. При этом он готов подчиняться свободе и закону.
Успех есть форма, в которой наживаются на других путём развития. Для этого надо предложить им уникальный товар или услугу.
Западный человек по своей сути колонизатор. Он относится к миру, к окружающим, вообще к бытию, как к колонии, из которой надо пить все соки - ради собственного удовольствия.
Русский человек по своей сути - император. Он достигает успеха, чтобы почувствовать себя господином. В том числе и над законом и свободой.
Успех есть способ, которым обеспечивается господство над другими. Само дело, которым обеспечивается это господство - в общем, вторично. Русский человек бессознательно стремиться господствовать на другими. Это до сих пор так осталось.
Чиновник, представитель власти для нас одновременно и господин. Чиновники, заявляющие, что оппозицию надо выпороть (затравить собаками), до сих пор имеют менталитет помещиков, которые пороли крепостных на конюшне. Интересно, что общество не восстало как один - стало быть, признают формальную правоту.
Почему русский человек любит умную речь? Человек, потребляющий умные слова, воспринимается как более статусный. Люди видят в этом (в первую очередь) не эрудицию автора, но проявление власти. У любого человека есть потребность склониться перед властью, в том числе и интеллектуальной.
Вообще, мышление, основывающееся на максиме, что истина - одна и едина, по своей сути является имперским. И Христианство было осмыслено в имперском смысле - что Бог есть Господь. Хотя по отношению к Богу понятие господства вообще не применимо.
Причём в случае России всё не просто. Это не Запад с его примитивным и откровенным стремлением к комфорту и благоустройству. Запад, вообще, примитивен, как и все мужики.
Для России всё это - комфорт, удовольствия - не так важно. И уж конечно, всё не укладывается в простую схему о "рабской натуре". Господство здесь примерно такое же, как у женщины. Вроде как формально не претендует на первенство, но обожает, чтобы слушались. И в случае необходимости отдаст последнюю рубашку подчинённым.
Именно это объясняет такое явление, как русская показуха. Мы не можем быть на равных с другими - либо выше (то есть господствуем), либо ниже, то есть подчиняемся. В случае с европейцами мы испытываем некое чувство неполноценности. Поэтому и компенсируем его показухой: скажем, перед приёмом европейских чиновников приводим в порядок весь город, "чтобы не стыдно было". Ага, перед собою не стыдно? Стало быть, европейцы в данном случае воспринимаются как более статусные персоны, то есть начальство.
Отсюда, кстати, швыряние бешеными деньгами за границей "новых русских" - это та самая компенсация ощущения внутренней второсортности перед западными людьми, вообще Западом. Когда русские чего-то достигнут, чем действительно смогут гордиться, причём каждый человек, эффект сорящего деньгами "нового русского" уйдёт в прошлое.
Интересно, как всё это компонуется с идеализмом русского, его потребностью и верой в Высшее, всякие идеалы. Русские ведут за собой потому, что считают себя наиболее приблизившимися к пониманию Высшей Истины. Кстати, по этой же причиной наши власти очень часто путают свои личные интересы и государственные. Если чиновнику хорошо - то стало быть, и народу хорошо. Хотя это может быть и неправда.
Развитие при этом оказывается второстепенным - достаточно заимствовать на Западе уникальную услугу или товар. Наша система, самый наш менталитет не заточены под развитие. Это удел энтузиастов.
<неокончено>
Journal information