Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Семиотика праздника


Во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен. Homo sapiens, по всей видимости был одновременно и homo ludens - человеком играющим, и homo firiens - человеком празднующим.

Важность и необходимость праздников доказана той ролью, которая отводилась им на протяжении истории. Праздники сопровождали наиболее значимые, существенные моменты и периоды природных циклов и жизни коллектива, будь то государство, народ, религиозная община или семья.

Нельзя забывать о том, что праздник социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики. Праздник одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. Праздник исконно связан с традицией, всегда опирается на апробированное, устоявшееся, постоянно стремится к возрождению и актуализации традиционного. Однако, по природе своей нацеленный на обновление, на будущее, он всегда находится в оппозиции к той же традиции, способствуя ее развитию и обогащению. Поэтому праздник в значительной степени ритуализирован, обряден, но никогда не сводится к ритуалу или обряду, оставляя место новому, непредусмотренному, свободе проявления и сознательному выбору.

Праздник, в его фольклорном осмыслении, это время, когда общие идеалы выходят наружу, чтобы проявиться, подтвердиться, закрепиться, это день, и час солидарности со «своими», солидарности, по преимуществу лишенный меркантильно-корыстной основы. Здесь общими усилиями воссоздается утрачиваемая в обычные дни гармония и мир, происходит единение не только живых, но почти что осязаемой становиться связь с ушедшими в мир иной и еще не родившимися. Так человек в празднике оказывается точкой пересечения будущего и прошлого, сосредоточением опыта и мудрости праотцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения потомков и прогресса в его положительном смысле. В атмосфере праздника человек наиболее остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществляется контакт и свободное общение, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность людей. И ещё одно: праздник - это проявление всех форм и видов культуры коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением популярных песен.

Крупные события и даты традиционного праздничного календаря отмечались как бы в трех измерениях.
1. Собирались дома, в кругу семьи, демонстрируя сплоченность рода, подчеркивая родство по крови.
2. Обязательно посещали храм, акцентируя родство по вере, приобщение к серьезной и высокой духовности.
3. Непременно выходили на улицу «в народ», что подчеркивало единство социума, давало возможность проявления естественного, природного в человеке в рамках смеховой культуры.

Так, все три части направлены на осуществление древнейшей философии праздника - объединение в общем устремлении, преображение себя и мира, приобщение к непреходящим ценностям.

Еще одна важная особенность праздника: являясь неотъемлемой частью культуры, он всегда был, есть и будет идеологизирован, лежит ли в его основе мифологический взгляд на мир, религиозный, сугубо прагматический.

Не случайно при крутых поворотах истории, в переломные эпохи значительным (если не коренным) изменениям подвергался календарь и вся система праздников. Великая французская революция конца XVIII века отменила специальным декретом христианское летоисчисление и назвала первым днём новой эры 22 сентября 1792 года – день провозглашения Республики. От этой даты стали отсчитывать новые 12 месяцев (жерминаль, брюмер, термидор и др.). За изменением календаря, введением нового счёта и отсчёта времени последовало и учреждение новых праздников. Вспомним, что реформы Петра I, по сути, начались с указа 1699 года о перенесении празднования новолетия с 1 сентября на 1 января, с введением массы новых праздников, долженствующих закрепить новую политику и новые ценности, в том числе духовные. В России после Октябрьской революции 1917 года произошло изменение парадигмы праздников, внедрение «Красного календаря», в котором практически все прежние религиозные, народные земледельческие праздники, юбилеи по поводу исторических событий, были отменены и заменены абсолютно новыми, связанными с революционными датами и личностями: например, День Парижской коммуны, годовщины Октября и др.

Конечно, время, неумолимо двигаясь вперёд, вносит свои коррективы, и устаревшие, переставшие быть актуальными праздники и выпавшие из памяти потомков события становились лишь фактами истории, уходили из праздничного календаря, на смену им приходили иные. Так было всегда и, видимо, всегда будет. Дело лишь в скорости смены парадигмы, в естественном или насильственном сломе устоявшихся праздничных традиций.

Совсем недавно, в запале перестройки общества и переоценки отечественной истории ХХ века россияне почти без оглядки вычеркнули из своей жизни большинство советских праздников, ибо они (на государственном, общественном уровне), строго регламентированные, замешанные на "той" идеологии, отсюда странным образом похожие друг на друга, вольно или невольно освящали и утверждали все то, от чего мы отказались.

И тут неожиданно пришлось столкнуться с такой проблемой, которую остроумно назвали "праздничным голодом". Оказалось, что праздников явно не хватает, ощутимо не только их малое количество по сравнению с бывшими в царской и советской России, но и неравномерное распределение по годовому кругу, а также отсутствие их разнообразия, наличия истинно весомых, уважаемых, всенародных праздников. К примеру, далеко не все современные россияне сразу смогли ответить, какие события отмечаются 12 июня или 12 декабря, чем вызван неурочный выходной, хотя это даты государственного значения....

Сегодня мы стоим перед фактом недопонимания, недооценки самого феномена праздника, досуга, свободного от трудовой деятельности времени, Стихийно возникающие (и нередко заимствованные) праздники словно бы компенсируют неудовлетворенное стремление людей проявить и почувствовать дружескую солидарность в атмосфере всеобщего праздника, дарующего раскрепощённость, веселое и радостное настроение, эмоциональный подъём. Так вошли в нашу жизнь и стали невероятно популярны весенний Валентинов день и осенний Хэллоуин.

Совершенно очевиден и такой факт: сегодня мы утратили саму праздничную культуру. И это заставляет с особым вниманием отнестись к опыту прошлых веков, к традиционной культуре, выработавшей оптимальное соотношение будней/праздников и создавшей органичную систему праздников, соответствующую своему времени, своим идеалам - социальным, нравственным, духовным.


Некрылова А.Ф. "Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища".
Tags: история, культура, либерализм, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments