На Западе проблема решается просто: примат частного над общим. В критических ситуациях общее доминирует над частным но, опять же, во имя процветания частного.
На Востоке также ситуация проста: примат общего над частным. В критических ситуациях общее доминирует над частным во имя выживания общего.
Осталась проблема России. Многие считают, что у нас восточное соотношение. Это не совсем точно - с Россией всё всегда сложнее. У нас не Восток в чистом виде. Скажем, наши власти пытаются насадить западное соотношение - но безрезультатно. Этому сопротивляется русская жизнь.
Вся проблема в том, что мы постоянно упрощаем понимание России.
Общая ошибка в том, что нас либо пытаются относить к Западу - типа, Россия есть недоразвитый Запад, надо помочь ей развиться, а то и войти в Запад в качестве полноценной составной части (абсурдность этой мысли стала особенно очевидной после того, как ею увлеклись братья-украинцы). Либо считают Востоком, со всеми вытекающими: жесткий примат коллектива над личностью, справедливости над законом, и всего прочего. Оно выглядит красиво, да только вот личность сопротивляется. А ценность личности в идеократическом обществе достаточно высока. Её не следует списывать со счетов, как полагает большинство ура-патриотов.
Во множестве текстов я указывал, что в пост-индустриальном обществе особенно сильно вырастает роль образованных людей. А они все, как правило, индивидуалисты. Мы, может, и хотели бы всех построить в один полк. Да вот беда - образованные люди тогда не смогут творить. Или не захотят. Или вообще уедут. Остался лишь вариант с шарашками, но это на случай войны. И это очевидно временное решение. Полноценное общество на шарашках не построишь. Итак, что же делать?
Следует вспомнить слова А.С. Пушкина из письма к Чаадаеву, что для понимания России нужна особая формула.
Между тем, самая главная формула касается как раз соотношения общего и частного. Это и есть основной вопрос философии, касающийся общества. И он у нас окончательно не решён.
Очевидно, что постоянное глумление над нашей духовностью не лишено оснований. В самом деле: в повседневной жизни не скажешь, что мы, русские, только и думаем о Высших Ценностях. В основной массе живём как все нормальные люди, обделываем свои мелкие делишки...
Тогда каково же соотношение? Что доминирует: общее над частным, или частное над общим? Как и когда нужны нам Высшие Ценности?
Возможно, схема в самом общем виде может выглядеть так: в повседневной жизни примат частного над общим. В критических ситуациях общее доминирует над частным, но не для процветания частного, как на Западе, но во имя Высших Ценностей.
В сущности, если вдуматься, Восток ведь не ценит Высшее. А Запад не ценит общее. Для них это всё инструменты, а не высшая цель.
Теперь возникает проблема, как нам всунуть Высшие Ценности в эту схему. Как сделать так, чтобы они органически встроились в русскую жизнь? Это, в общем, несложно: их вовсе не нужно насаждать искусственно - как у нас собираются насаждать патриотизм в качестве национальной идеологии. Опыт государственного насаждения социализма как Высшей Ценности показал, что наши родные чиновники добиваются прямо противоположного. Уж лучше бы и не начинали, поклонники отчётности и централизации. Вполне достаточно, чтобы о Высших Ценностях знали, что они Высшие.
Собственно, так и происходит по отношению к Православию. В повседневной жизни оно нам нафиг не нужно. Сколько из нас читают молитвы утром, вечером и перед едой? Сколько человек соблюдают сейчас строгий пост? 3% населения? Пять? Однако мы внезапно вспоминаем о нём в критических ситуациях: рождения ребёнка, венчания и смерти близких. Я написал, что священник в современной армии выглядит противоестественно. Освящение космического корабля священником также отдаёт чем-то лживым. Но вот если начнётся война, то все солдаты будут молиться перед боем совершенно искренне. Никто не будет рассуждать о свободе вероисповедования, отделении Церкви от государства, и всём таком прочем. Христианство становится в критические моменты совершенно необходимым.
Думается, что примерно таким же образом должна бытовать и национальная идеология. В современном обществе общеобязаловка противопоказана.
Однако важное, очень важное дополнение: об этой идеологии, о всех ценностях, которые наше общество признает как общеобязательные и Высшие, всем следует хорошо знать. Общество должно быть просвещено в этой проблематике. Поэтому некий курс, знакомящий с нашими русскими ценностями, в школах должен быть. Хотя бы внутри курса истории.
Применительно к армии: в принципе, там священники нужны. Но не так, чтобы водить к ним солдат строем и заставлять всех, в том числе и атеистов и мусульман стоять на молебнах. А чтобы были, чтобы знали, что они есть. А молебны проводить в сторонке, только для желающих. На большую роту десяток наберется. На большую часть - и полсотни. В тексте по ссылке я подробно описал критерий, когда следует освящать космический корабль.
Вся гадость в том, что родным чиновникам удобнее всех вместе на молебен затащить, увы. И армейским, и школьным, и студенческим, и каким угодно. Оно и для отчётности пользительно. Ну так это вопрос к чиновникам, а не к священнику. Он должен быть, как таковой. И он, право, не виноват, что к нему толпой силком приводят. Но тут вся проблема в том, что в обществе должно быть ясное общее понимание всей этой проблематики. Тогда оно отразится и в законодательстве, и дойдёт до чиновников. Будет, что с них требовать. Пока же такого понимания нет. Это общее понимание - великое дело, оно объединило бы наше общество. В котором сейчас каждый верит, во что горазд.
Возвращаясь к проблеме ценностей. Общая схема у нас, таким образом, оказывается следующей. Знания о Высших Ценностях, о Христианстве, о той самой национальной идеологии, если её введут - дают всем. Это общеобязательное. Все обязаны знать. А вот участвовать в молебнах - уже только по желанию.
Все должны понимать, что такое Троица да Пасха (тем более, что это часть нашей культуры). Тогда у нас есть полноценный выбор: сходить на праздничную службу, или нет. Это и есть настоящая свобода выбора, тот самый либерализм. Её дают только знания. Если же мы не знаем, что это такое, то нет и выбора.
Любой ребёнок должен хорошо понимать, что такое для русского человека Справедливость. Он может быть сколько угодно несправедлив по жизни (не всем быть безгрешными ангелами) - но должен знать, что есть такая ценность. Что она для нас важна, в принципе. Почему так случилось, что она важнее, чем закон. И чем мы, русские, отличаемся от всех остальных.
Journal information