Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Церковь и секта

(Из статьи В.Ф. Чесноковой «Число православных в России увеличивается»)

"...Определимся точно, кого мы называем "православными". "Православные" - это те, кто: а) признал, что верует в Бога; и б) сам отнес себя к православным. "Ага! - тут же вскричат наши противники, как они обычно и возражают нам. - Это же всего только самоназвание! А на самом деле..." - "А что именно можно предъявить "на самом деле", кроме самоназвания? Поведение, знание догматов, благочестие? Но все это относится к глубине и формам верования, а не к его направленности". Глубина верования описывается другим понятием - воцерковленностью - и выявляется целым рядом признаков (в идеале их может быть великое множество). Направленность же содержит только одно измерение: православный - неправославный.

Эта укоренившаяся в исследованиях наших религиоведов крупная методологическая ошибка происходит из того, что наше научное сознание в этой области сформировано западными религиоведческими исследованиями и воззрениями, а они, если не направлены на изучение индивидуального сознания, то больше всего занимаются сектами - и для этой цели разрабатывают свои методики. Но Церковь и секта - это совсем разные по структуре и происхождению своему образования, а потому изучать их одинаковыми приемами недопустимо. В своем произведении "Протестантские секты и дух капитализма" Макс Вебер так объясняет это различие: "секта" - это общество спасенных, "церковь" же - это общество спасаемых.

Секта по идее своей объединяет людей духовно возрожденных, совершенных и стремящихся отгородиться от всего прочего человечества, которое находится в мире, "лежащем во зле". Церковь, по убеждению пуритан, например, должна быть "чистой", состоящей из достойных в религиозном и этическом отношении людей, которым после тщательной проверки и оценки было разрешено в нее вступить "ввиду их доказанной религиозной избранности". По мнению же самого Вебера, все эти "волюнтаристские образования", называющие себя "чистыми и истинными церквами", таковыми вовсе не являются, ибо "церковь", по его определению, "есть учреждение по дарованию благодати... Она управляет сферой религиозного спасения; принадлежность к церкви (по своей идее) для человека обязательна и поэтому сама по себе ни в какой степени не характеризует моральные качества прихожан" (См.: М. Вебер. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990, с. 273, 277 и 283).

В секту, как мы заметили, человек принимается, в церкви же человек рождается воспитывается и, как правило, остается там до конца жизни, если его не соблазнят другие вероучения. Чтобы члена церкви отлучили от нее (т.е. произнесли на него анафему), он должен уж очень сильно провиниться, например, создать еретическое учение. Этот внешний и внутренний конфликт двух структурных принципов: церковь как институт благодати и секта как союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию - проходит через всю историю протестантизма" (с. 283).

Что означает, что принадлежность к церкви обязательна и ни в какой степени не характеризует моральные качества прихожан"? Это означает, что человек может не знать догматов, плохо понимать язык и путаться в Богослужении, - и тем не менее считаться (и быть!) православным. Одни элементы образа жизни в этой сфере он усваивает быстрее, другие медленнее (и немудрено, если обучать его этому просто целенаправленно запрещается - причем речь идет не только о сталинской эпохе, а вплоть до сего времени), но если он "при храме", он постепенно постигает эту церковнославянскую премудрость. Православие - это для него не система законченных формул, это путь. И путь этот называется воцерковление..."
Tags: ecclesia, статьи, цитаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
Comments for this post were disabled by the author