Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Социализм и Православие



Валерий Коровин разразился длинным рассуждением, где используя типично западную систему воззрений (в частности, деление на модерн-постмодерн) доказывает, что социализм и Православие вполне совместимы. Пространно не стал ему отвечать, указал на самое главное. Вынесу комм отдельной записью.

Православие и социализм несовместимы потому, что имеют различные аспекты приложения.

1. Православие призывает к внутреннему самосовершенствованию. Если человек станет лучше, чище душою, совестливее, то проблем в обществе будет меньше. Всё общество станет лучше. Православие предлагает усовершенствовать общество "изнутри", через самосовершенствование каждой отдельной личности. Собственно, Православие и есть набор инструментов для такого самосовершенствования. Другой вопрос - кому такой набор инструментов подходит. Для монаха он идеален, а вот для человека, живущего в современном обществе...

Таким образом, усовершенствование человека для Православия первично.

Социализм предлагает изменять общественные отношения "снаружи", с тем, чтобы они сделали человека лучше. Для этого он предлагает передать средства производства самому передовому классу. Для него любые пороки - следствие не свободного выбора человека, но классового противостояния, принадлежности средств производства не тому, кому нужно. Достаточно отдать их передовому классу, как пороки общества исчезнут. По этому причине в СССР официально отрицалось наличие, например, проституции и организованной преступности - ведь общество устроено идеально, стало быть это не присущие ему пороки, но пережитки прежнего строя. Для социализма самое главное - правильный строй общества.

Таким образом, усовершенствование общества для социализма первично.

2. Принципиальное различие в понимании природы человека. Для социализма человек есть совокупность общественных отношений. Основная ошибка теоретиков марксизма ленинизма - они отличались западным протестантско-позитивистским отношением к человеческой натуре. По своей сути они отрицали грехопадение как таковое.

Человек, по их (неявным) предположениям, являлся изначально хорошим. При этом вся совокупность общественных и экономических отношений, сложившихся при монархии и при капитализме была неправильной, и мешала ему реализовать свои позитивные потенции. То есть всему виной было отчуждение, эксплуатации человеком человека.

Это и именно это протестантсткое извращение Христианства базовой религией марксизма, о которой классики практически не писали. Оно как бы выносилось за скобки.

Для Православия человек - образ Божий, который может и должен улучшать себя с помощью Благодати. Изначально человек сотворён святым, однако он совершил грехопадение. После чего в нём появились все известные слабости и пороки. Православие даёт человеку инструменты для преобразования своей падшей натуры. Христос рассматривал церковь как лечебницу. Так и говорил: "не здоровые нуждаются в лечебнице, но больные".

3. Отсюда вытекает и различное отношение к переустройству общества. Всё равно какому - насильственному или реформационному. Социалистическое учение с готовностью приемлет не только насильственное преобразование общества во имя процветания в будущем. Но оно готово принести в жертву некоторую часть общества во имя будущего справедливого его устроения. Вернее - того устройства, которое ему чудится как справедливое.

Православие ударяется в другую крайность. Оно рассматривает строение общества как часть богоустановленного плана строения мира. Вмешиваться в этот план нельзя. Либо - делать это очень осторожно и обдуманно. А ещё лучше - способствовать самосовершенствованию человека. Если люди станут лучше, то и реформы не понадобятся.

4. Отсюда вытекает принципиально различное отношение к человеку_существующему_сейчас. Православие старается смотреть на человека глазами Бога. Каждая личность бесценна. Душа человека вечна. Она имеет высший смысл существования. Она живёт здесь и сейчас, будет жить после смерти тела, и жертвовать ею нельзя.

Социализм вообще душою мало интересуется. Для социализма, любой ныне существующий человек - это "исторический навоз", на котором вырастет будущее, куда более совершенное общество. Ценность отдельного человека определяется участием в построении светлого коммунистического завтра. Чем более полно участвует - тем он ценнее. На основании этого большевистские лидеры въехали в особняки прежней, царской элиты. Даже прислугу и обеденное меню оставили. Им можно - ведь они бесценны для будущего общества. Потом они создали систему закрытых распределителей продуктов питания, магазины "Берёзка" для отоваривания своих, специальные больницы и поликлиники, где были лекарства, недоступные простому народу... Чем выше стоял чиновник по общественной лестнице, тем легче ему было уйти от уголовной и любой другой ответственности... Словом, построили систему, ничего общего не имеющую с социальной справедливостью.
Вообще, вся атмосфера в СССР, вопреки лозунгам "уважения к человеку труда", была проникнута презрением и пренебрежением к людям. Они пропитывали собою все поры советского общества. С этим был связан и невиданный в современной истории произвол любого начальства по отношению к простым людям. Это была одна из основных причин его распада.

Итак, социализм считает, что человеком всегда можно пожертвовать во имя высших целей. Он и призывал к такой жертвенности. Он и жертвовал. Во имя светлого будущего загубили очень многие жизни. Только вот не построили. Тогда стоило жертовать-то?

5. Различное, в принципе несовместимое понимание свободы человека. Об это философ Александр Панарин хорошо написал (не путать с Игорем Панариным, бесталанным кремлёвским пропагандистом).

Сходство в том, что в обоих случаях свобода есть осознанная необходимость. Но если в Православии человек обретает свободу, соединяясь с Богом, творя Его волю, то в социализме свобода сводится к интересам самого передового класса, редуцируется до социального уровня. Если в Православии человек подчиняется Богу, и тем самым обретает свободу, то при социализме человек обретает истинную свободу, подчиняясь партии пролетариата самого передового класса. Какой у нас класс сейчас самый передовой? Вот его интересы и будут распространены на всё общество, буде у нас построят новый социализм. От его имени и будет выступать новая "партия власти".

Горе-теоретики, размышляющие о совместимости Православия и социализма, обычно видят дело так, будто в обществе построят социализм, но при этом все (желающие) могут ходить в церковь. К сожалению, эта идиллия невозможна. По крайней мере, в России. Русскому человеку (а ещё более чиновнику) нужна одна правда, которую он готов признать высшей. В условиях многополярной идеологии советский строй существовать не может.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: антибунтарство, критика, философия, христианство
Subscribe

Featured Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Featured Posts from This Journal