Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Игрушки для ребёнка


"...Прежде всего, для чего нужны ребенку игрушки? Вопреки распространенному мнению - не для развлечения и не для обучения, а для игры - деятельности, которая способствует развитию ребенка. И именно исходя из этого и рассматриваются полезные и бесполезные (или даже вредные) игрушки.

В настоящее время рынок игрушек переживает не просто бум - магазины (а вместе с ними и детские комнаты) буквально завалены различными куклами, машинками, конструкторами и так далее. В то же время изобилие игрушек для ребенка не просто не нужно - оно ему вредит, поскольку не дает времени ни привыкнуть к той или иной игрушке, ни даже зачастую вообще ее хоть как-то запомнить. А ведь эмоциональная связь с игрушкой для ребенка очень важна: игрушка - это не просто предмет, это та история, которую ребенок вкладывает в нее.

Для того, чтобы ребенок развивался, ему необходим простор для взаимодействия с игрушкой: с одной стороны, он реагирует в игре на окружающий мир, с другой - проявляет себя. И для того, чтобы иметь возможность взаимодействовать с игрушкой, она должна иметь возможность быть применимой в самых разных ситуациях. Вот примеры плохой и хорошей игрушки: обычная деревянная машинка - хорошо (важен, кстати, и естественный материал), машинка со "встроенным насмерть" в нее Лунтиком, которого можно только выломать - так себе, потому что в эту машину уже никого больше не посадить, это игрушка "закрытая".

Вообще технологичность игрушек была названа одним из серьезных недостатков нынешнего производства. Отвечая маркетинговым интересам, она делается ходящей, говорящей, жужжащей, поющей и так далее. Это вызывает восторг у родителей - нам продемонстрировали медведя, который кувыркается и смешно падает на спину - смеялись все, это действительно выглядит очень симпатично и трогательно. Однако при этом интерес ребенка будет держаться минут десять, а потом, когда он увидит, что с игрушкой, по большому счету, ничего больше не сделать, - она будет заброшена. Хорошо, если эти функции можно отключить, однако много игрушек, которые кроме как ходить, больше ничего "не умеют" - их нельзя переодеть, усадить, причесать и так далее, с ними невозможно что-то делать.

Еще одним недостатком нынешних игрушек специалисты называют "монстризацию": это огромное количество так называемых страшных игрушек, многие из которых делаются по мотивам комиксов или мультиков. При этом традиционная баба-яга, к примеру, вполне себе подходит для игр. В гламурных же вампирах психологи увидели опасность для детей младшего возраста (дошкольники, младшие школьники) размытия понятия о добре и зле, поскольку они не считают этих персонажей злыми. Если честно, лично мне это кажется достаточно спорной идеей. Пока что нет лонгитюдных исследований и у самих ученых (это совсем недавний феномен), поэтому эти игрушки они однозначно не запрещают, однако и рекомендовать их к использованию не берутся. Время, как говорится, покажет.

Огромным заблуждением были названы "образовательные" игрушки - например, гусеница, называющая при нажатии на кнопки-ножки английские слова. Игрушка не научит ребенка, это может сделать только человек. В то же время игрушка, которая сочетает в себе разные функции, отвлекает ребенка от своей главной задачи - собственно, игры и развития в игре. Эти образовательные игрушки не работают - психологи, занимающиеся развитием детей, это подчеркивают и обращают на это внимание родителей. Такие игрушки - маркетинговый ход, "два в одном" и нацелены исключительно на родителей.

Отдельно говорилось о таком явлении, как гаджеты у современного ребенка - чем это грозит для его развия и что с этим можно делать. Однако поскольку тема очень большая, она требует отдельного поста - просто отметим, что проблема такая есть, и психологи ею заниматся.

Теперь о том, что подходит для ребенка.

Прежде всего, это различные емкости - например, коробки. Из них можно делать практически что угодно: квартиру, шкаф, машину и так далее. Хороши также игрушки, которые вообще не игрушки - это предметы из мира взрослых, функция которых детям неизвестна. Например, прихват для штор с кисточкой - дети, как правило, не знают, что это - и находят огромное количество применений таким вещам. Хороши всякие брусочки, которые можно приспособить как угодно - от "телефона" до, скажем, скамейки для кукол. Сами игрушки должны быть прочными, лучше если они не будут нести на себе определенной роли (например, не очень подходят для создания сюжетно-ролевой игры куклы Буратино и Мальвина - несмотря на определенный сюжет, который можно с ними разыграть, их спектр довольно ограничен). В то же время, как отметил пришедший на встречу педагог-практик (не психолог центра), этих персонажей вполне можно использовать для обыгрывания учебных ситуаций, когда ребенок сталкивается с все более возрастающими обязанностями и нагрузкой.

В одной из западных школ был проведен эксперимент. В школьный двор завезли множество предметов, которые можно было бы назвать "отходами производства" - это тот "чистый мусор", который остается на производстве - какие-то картонные трубки, пластиковые шланги, отрезы ткани, шины и множество других крупных вещей. Школьникам предлагали что-то с ними сделать во время перемен - и в результате был снят фильм о том, какое огромное количество игр они сумели придумать с этими "безличными" вещами - именно за счет возможностей манипулирования с ними. Кроме этого, все эти предметы требовали какого-то взаимодействия друг с другом, и это тоже очень важно в процессе игры.

Получается, что чем более игрушка простая, - тем больше вариаций игр с ней можно придумать. А относительно небольшое количество игрушек (их не должно быть и слишком мало) позволит ребенку легко с ними взаимодействовать.

Источник: http://dvorami.livejournal.com/1326995.html

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Tags: педагогика, цитаты
Subscribe

  • Коллективизм

    "Моральный кодекс строителя коммунизма" и ценности Выживания идеально совпали в одном: примат интересов коллектива над личностью. Советским людям…

  • Советский этап не был достижением

    Этот идиотский строй был вынужденной необходимостью. Россия благодаря ему выжила. Социалистический строй является достижением/этапом развития…

  • (no subject)

    Те, кто считает, что социализма можно было избежать - слишком высокого мнения о России.

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment