
Запад как таковой, уважение к нему, и напрямую связанный с этим уважением либерализм имеют и свою положительную сторону. Более того - совершенно необходимую для нашего общества. В правильных пропорциях, разумеется.
Всё это вместе действовало на наши власти как ограничивающий фактор, своего рода "удерживающий" (как он понимается в Христианстве). Есть такое правило кибернетики, "закон экспансии информации". Каждая система распространяется вовне до тех пор, пока не встретить противодействие другой системы.
Пока в обществе есть идея уважения к Западу, постоянная ориентация на него, а также тот самый либерализм (то есть учёт мнений и интересов отдельного человека), то наши власти на Запад кое-как ориентируются, считаются с ним. На Западе невозможно, чтобы по произволу властей напрямую запретили какой-то бизнес, и закрыли, а то и снесли торговые точки только потому, что градоначальнику взбрело в голову, что формат этого бизнеса-де "исчерпал себя".
Это дело бизнесмена, его свободного выбора, а не властей - бизнес законный, спрос на товар или услугу есть, платятся налоги, всё остальное никого не касается. Если другой бизнесмен предложит более качественную услугу или более интересный товар - что ж, они будут конкурировать. И это также их дело, никого не касается. Власти не могут и не должны вмешиваться в этот процесс.
Равно властей как не касается, играют ли граждане в покемонов, ходят ли они в храмы, с кем разговаривают по телефону...
Как только начинается новая патриотическая волна, причём патриотизм признаётся в качестве основной и единственной идеологии, власть начинает воспринимать это как своего рода вседозволенность - для неё, власти. Что теперь ей можно чморить народ и делать так, как удобно. Патриотическая идеология полностью развязывает ей руки. Власть понимает, что пришло её время. Можно не считаться с гражданами и "проклятым Западом".
Любая власть любит идти по пути упрощения проблемы. К примеру, если несколько школьниц в одной отдельной студии потанцевали не совсем приличный танец, изначально предназначавшийся для взрослых, то чиновникам проще запретить такие студии по всей Москве и даже по всей России. Действовать иначе для них слишком утомительно. Надо специально вырабатывать некий регламент. Отдавать распоряжения, чтобы у желающих обучаться этому танцу при записи в студию обязательно требовали паспорта, разрабатывать ещё одну форму отчётности. Да потом ещё выяснять, как всё это исполняется, проверяющих посылать... А если несовершеннолетнего примут в такой кружок за взятку, и видео проникнет в Сеть - кто будет отвечать?
Начальство не любит увеличивать свою ответственность. Проще взять да запретить по всей стране и, плевать на то, что танец в моде во всём мире. А именно, что в обществе есть люди, которым хочется танцевать данный танец, и есть люди, которые готовы за деньги ему учить.
Пример условный, разумеется, но он показывает, что интересы начальства не соответствуют потребностям развития общества. Всё новое создаёт для власти некоторую дополнительную проблему. Пусть она и не так велика - но проблема ведь есть. В идеале, если предоставить начальству ничем не ограниченную волю, то всё новое оно бы запретило. И если бы не давление общественного мнения, и не грозный окрик с Запада, так и было бы сделано.
Казалось бы, что такое Запад? Мало ли что думают по поводу запрета танца за тридевять земель? Но вся заковыка в том, что в народе его любят. Да и представители властей - причём поголовно - тоже его любят. Предпочитают хранить там капиталы, покупать недвижимость, ездят отдыхать, учат в тамошних заведениях своих детей. Кроме того, от Запада полностью зависит наше развитие. Не, конечно, мы можем напрячься и сконструировать отличные истребители. Только самый первый образец реактивного двигателя должен быть утащен у "Роллс-Ройса". Русскому только саму идею подбрось - он мгновенно доведёт её до ума.
Однако этим проблема не исчерпывается. Ради некоторого материального прибытка любой отдельный чиновник вполне может поступиться своими удобствами и ленью. Так получается, что удобство для начальства как бы равно выгоде. Например, конкурент бизнесмена занёс чиновнику конвертик, лоббировал своё дело. Или конкурирующая студия танца... Вот наши бизнесы и позакрывали под любым надуманным предлогом. Несоблюдение пожарной безопасности, там, или на полтора метра ближе к школе, чем положено, или просто некрасиво, когда точки продаж в самом центре города стоят...
Позакрывали вне зависимости от того, законно это или нет. Главное - соблюдена видимость законности.
Потребность, воля начальства в нашей системе и есть высший закон. Сами по себе законы существуют лишь для видимости - власти могут трактовать их как угодно в связи с собственными сиюминутными интересами. Это ведёт к тому, что большинство общественных институтов России (например, та же самая полиция), работают не на соблюдение закона, на прежде всего на интересы властей. Вот как это выглядит практически. Тюремный психолог Владимир Рубашный, специалист с 20-летним стажем рассказывает о своей профессии:
"Кризис пенитенциарной психологии в том, что она не нацелена на человека, на осужденного, на решение его индивидуальных личностных проблем. Только показывать, что оно существует, насколько оно замечательное, красивое, но бесполезное. Об этом они умалчивают.
Никаких этических стандартов поведения психологов в уголовно-исполнительной системе России не существует. Она была до 1995 года приказом оговорена, а сейчас приказ упразднен. Если у этих специалистов нет этических стандартов профессионального поведения, то уже сложно о чем-либо говорить. Любой приказ руководителя учреждения, начальника какого-либо отдела, который по статусу выше, — дать характеристику на того или иного человека, черты личности, на которые можно воздействовать, — психолог расскажет, потому что у него такой статус. Если он откажется, у него будут проблемы по службе. В таком виде психология нацелена на обеспечение этого режима, а не оказание профессиональной помощи людям, которые в ней нуждаются" (источник).
На общественное мнение чиновники ориентируются лишь в случае очень большого скандала. А в промежутках между ними?
Когда в нашей стране была ориентация на Запад, считались с мнением Запада, то власть учитывала мнение общества и интересы простых людей. Логическая цепочка такова: "Чиновники - интересы Запада - интересы народа". Увы, интересы народа шли только после Запада.
Парадоксальность в том, что чем больше в обществе патриотизма (на практике - то есть чем менее считаются с Западом), тем больше беспредела властей.
Из этого рассуждения не следует, что патриотизма в нашей стране вообще быть не должно. Он - точно такая же необходимость любого общества, как пищеварение в организме. Без уважения и любви граждан к своему отечеству страна не может существовать.
Однако патриотизм у нас не может прививаться сам по себе, взятый как отдельный идеологический феномен. Он должен быть органично вписан в существующую систему. Насаждение патриотизма в обществе не должно способствовать всевозможным перекосам.
Особенности нашей системы, вообще русского менталитета - примат общественных интересов над личными. Это, в свою очередь, влечёт приоритет интересов начальства над законом. Законность как таковая, принцип развития общества "разрешено то, что не запрещено" оказываются не доминантами, но сторонними, а часто даже и нежелательными факторами.
Всё это может приводить к общественным перекосам, когда, как пишет Артём Рондарев, "государство начинает почитаться как единственное тело и единственная инстанция, которые способны одухотворить любое явление, вдохнуть в него жизнь и придать этому явлению смысл. Кувшинное рыло, которое не лезет рулить процессом, с этой точки зрения, - пренебрегает своей функцией демиурга, то есть как бы совершает грех, не завершая процесс творения.
Общество это голем, в рот которому государство влагает оживляющий его логос. Отдельный человек – вообще ничто, лишь глина для голема: вне государства у него нет даже правил повседневной жизни, он даже не знает, как правильно делать детей..."
Кроме того - мы должны себе в этом признаться - Запад также является частью нашего русского бытия. Не в том смысле, что мы являемся его составной частью. Скорее всего, этого никогда не будет)) Но в том, что в некоторых дозах приобщение к западной цивилизации для нас не только благотворно, но и жизненно необходимо. Вот как яды в микроскопических дозах являются лекарствами. Мы вынуждены считаться с его мнением. Мы вынуждены учитывать западный либерализм. Мы обязаны использовать либеральное мировоззрение как необходимое дополнение в общей идеологической конструкции. Мы не можем обходиться одним "чистым" патриотизмом. Если не будет Запада, то на Святой Руси всё будет позволено. Потому что Запад занял место бога.
При полной духовной и культурной закрытости от Запада, а также натужном использовании патриотизма в качестве основной и единственной идеологии, Россия постепенно превращается либо в казарму, либо в концлагерь.
Journal information