Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

О русском патриотизме



Расшифровка диктофонной записи
А: Если брать исторический момент, то патриотизм это явление достаточно позднее.

КБ: Да, это уже период после буржуазных революций, формирование наций

А: Это явление, которое заместило собой более глубокую вещь. Это религию. Это светский вариант религии, но у этого варианта отсутствует принципиально установка на самопознание, на глубину. У религии были эти установки, но смотря какой, не у всякой. Тем не менее, если брать мировые религии, христианство, буддизм, в них есть установка на постижение Бога. Некоего смысла жизни. В патриотизме такой установке нет и нету понятия самопознания. Там есть понятие стадности. Патриотичность это стадность. Ведь что такое патриот? Это "родина". Это такие же как я. А что такое быть патриотом? Это быть с такими же как я и быть против тех, которые не как мы. Все. Кто-то у тебя написал правильную вещь, о том патриотизм сам по себе не существует для себя, для внутреннего состояния. Он есть производная какого-то конфликта, борьбы, войны. Это война может быть как реальная, так и потенциальная. Война не оружейная, а претензиями, например. Или какими-то чувствами. Так что это очень не глубокая, светская, отрицающее внутреннюю работу, внутреннее состояние.

КБ: На мой взгляд, ты правильно сказал, что патриотизм вторичен и выполняет служебную роль. Если в государстве все правильно устроено, то его граждане всегда будут патриотичны, но они не будут рассуждать о патриотизме. Вспомним ситуацию перед первой мировой войной 1914 года. Был взлет патриотизма. Что-то в стиле: “Вот гады, на нас напали, ну мы им покажем!”. Пару месяцев. Это было подтверждение той самой тупости, о которой ты говорил. Я даже помню некоторый взлет патриотизма перед афганской войной. Вернее в самом начале афганской войны. Проскакивали патриотические нотки в общении людей. Хотя некоторые люди говорили, что всякие воины ведут к очередному краху России.

На мой взгляд, патриотизм это необходимая вещь, вроде кровообращения в организме. Он есть, но его не надо замечать. Когда его замечаешь, то это плохо. Или как скелет, который мы тоже не замечаем, но когда мы замечаем скелет, то становится плохо. Когда много начинают рассуждать о патриотизме, в стиле «этот патриот, а этот нет», то это уже что-то нездоровое.

Если вдуматься, то наше деление на патриотов и либералов противоестественно. Это тот же самый церковный раскол, даже еще хуже. Потому что раскольники жили на русской земле и творили в значительной степени нашу экономику. А либералы не живут на русской земле, и начнись война, я не уверен, что они будут защищать Россию.

Но я решил переосмыслить патриотизм. Я решил подойти с другой стороны. Что такое Россия и русский мир. Чем он отличается. Согласись, что западные понятия, нация, например, они к нам применимы с некоторой натяжкой. С большой натяжкой. Нация предполагает гражданское общество.

А: Нация в принципе юридическое понятие и оно основано на совершенно конкретном юридическом факте – гражданин. У нас гражданин это не статус и не правовое понятие. Это просто принадлежность к России, место жительства.

КБ: Что такое русский человек вообще? Лет 10 назад были споры, как определить русского человека. На эту тему любят спорить националисты. Кто русский, форма уха… Если взять немцов, немецких националистов, то немец это кровь и почва - Blut-und-Boden. Тогда я ввел свое собственное понимание, надо было свести к двум категориям, заимствовать схему у немцев. Это почва и культура - дух.

От почвы мы никуда не денемся. Во-первых защита земли русской или если взять русские сказки, то в каждой третьей сказке, если богатырь с кем-то борется, он получает силу от русской земли. Понятие святая Русь предполагает землю. Что касается немецкого Blut, то это совершенно никуда не годится, потому что русский человек придерживается русской культуры и русских ценностей. Потому что если мы будем считать русскими только чистокровных, то мы сразу потеряем половину русской культуры. Мусоргский был на какой-то процент татарин. Пушкин, Лермонтов, кого не возьми, все полукровки. Но они все делали русскую культуру и работали над одним. Кто сделал для русской культуры больше, чем Пушкин, я не знаю. Поэтому я считаю, что русский определяется по духу, даже если он татарин или еврей, но он живет в России, считает эту страну своей и разделяет её ценности. Тогда он русский.

Более того, если он поедет заграницу не смотря на то, что он татарин, то все будут говорить, что он русский. Это классика жанра.

Поэтому я решил по поводу патриотизма следующее: во-первых патриотизм очень часто определяют через понятие любви. Любовь это очень эмоциональное понятие. Я встретил даму, в которую влюбился, а мог бы не встретить и влюбиться в другую. Или начали жить два человека вместе, и потом у них стерпелось, слюбилось. Получается так, что мы встретились с русской землей и постепенно её полюбили? Любовь это ведь чисто эмоциональная штука. Потом любовь предполагает идеализацию объекта, а если я идеализирую русскую землю, то я могу разочароваться, когда узнаю какие-то недостатки о ней. И перестану её любить. Это запросто. Я не уверен, что те, кто защищали Русь, любили её. Вообще любовь интересная вещь.

Здесь хочется отойти в сторону и вспомнить фильм "Любовь и голуби", который я очень люблю. Мне кажется, все русские люди его любят, это великмй культовый шедевр. Интересно, что я написал это в одном обсуждении и сразу несколько возникли либералов со словами – «Что значит "все русские"? А вот я его не люблю!». Я не понимаю, как этот фильм можно не любить.

Вспомни интересную вещь, как разлучница приходит к героине и начинает говорить: «Есть ли у вас любовь?». То героиня сразу же отвечает: «Какая така любовь? Что за любовь?». Она уже просто не понимает этого. Любовь настолько глубоко их объединяет, что она не понимает что такое любовь как понятие. Она просто не может объективировать это понятие. Она не понимает, что такое любовь, потому что она уже у них есть. Это часть их единого бытия. А у Гурченко была в лучшем случае влюбленность, если она вообще была. То есть говорю, что когда мы говорим слово любовь, то мы предполагаем, что есть некое лицо, которое встретилось с русской отчизной и её полюбило и поэтому стало патриотом. Согласись, что это абсурдная тема.

Русский человек, который живет на этой земле и его любовь в каком-то смысле вторична, потому что он здесь. Он с ней един и целен точно также как в фильме любовь и голуби, они единое целое. Поэтому мне не нравится любовь, это слишком земное понятие для нашего отношения к русской земле, потому что сейчас я говорю о русском патриотизме. Он же отличается от всего западного и использование западных понятий часто все путает. Русские люди такие смиренные, что они никак не могут набраться смелости и начать создавать полностью русскую культуру, в том числе и русскую философию. Я набрался такой смелости, а у нас в философии это как-то не принято. Обязательно надо заимствовать западные понятия, западную философию. Использовать вестренизированную академическую лексику. Русские стесняются быть русскими. Это удивительно.

Тогда я ввел другое понятие. Я считаю, что патриотизм это прежде всего верность. Это более точное определение. В трудных ситуациях мы оказываемся верными русской земле. Мы готовы служить ей. Но верность предполагает возможность критики. Человек, верный Отечеству, может и должен критиковать его недостатки - непродуманные реформы в науке и образовании, например. Тот, кто критикует, является патриотом, несмотря на критику. Но при условии, что он верен Отечеству.

А: На самом деле ты сделал очень хороший шаг, потому что любовь это неформальное и глубокое явление. Либо эмоциональное и чисто поверхностное либо структурное. Основа жизни. Патриотизм это любовь к земле, народу…

КБ: Верность в большей степени. Хотя если взять материнскую любовь, любовь ребенка к матери, то она безусловна и если патриотизм рассматривать как любовь, то его надо рассматривать как безусловную, материнскую любовь. Или вернее любовь ребенка к родителям.

А: В моем понимании патриотизм это мужское качество

КБ: Ты прав, несколько лет назад я писал, что женщины так устроены, что в их горизонт мировосприятия целиком страна не входит. Женщина все-таки живет среди конкретных людей, и, влюбившись в иностранца, может уехать, создать с ним семью и быть с ним счастлива. Хотя не обязательно. Я встречал случаи, когда женщины за границей задыхались и говорили, что им не хватает общения, русского типа. Но я с тобой согласен, что это мужская вещь, потому что в мужской горизонт мировосприятия входит все то, что делается в его стране. Поэтому он это ценит.

Патриотизм является приходящим свойством нашей жизни. А если государство или власть начинает навязывать патриотизм, рассуждать о том, что надо воспитывать в патриотическом духе, то согласись, что есть подозрения, что государство достигнет прямо противоположенного.

А: А что соглашаться, это в принципе нормальное, обычное дело

КБ: Я вспоминаю, как нас приучали к социализму и достигали противоположенного. Мы с тобой выяснили в предыдущем разговоре даже причину этого. Потому что государство делает это не из-за искренней заинтересованности, не из служению высоким идеалам, а из собственных шкурных интересов. Власть хочет сохранить власть. Поэтому все до чего она прикасается, становится дерьмом. Оно извращает все, до чего коснется. Потому что власть существует не ради каких-то высших ценностей, а ради собственных интересов. А это извращение.

В России власть не может жить ради своих интересов. Мне кажется, что даже на Западе власть не живет ради своих интересов. То есть они, конечно, есть у неё, но есть определенные интересы общества, которые надо учитывать.

Возвращаясь к разговору о немцах, мне кажется, что русский патриотизм это не столько любовь к русской земле, сколько верность, причем верность к русским ценностям. Если русский человек определяется через культурные ценности, то и русский патриотизм должен определяться через отношение к русским ценностям.

Дело в том, что наше Отечество это не только наша земля. Если я верен только русской земле, а земля вдруг уменьшилась, от неё отпали куча стран (Украина, Беларусь), я должен быть верным этой земле? Я не знаю. Или наоборот, она взяла и присоединила Крым, а кто-то, например, считает это неправильным. Кто-то, может, считает, что после присоединения Крыма русская земля получила своего рода ложку дегтя в бочке меда. Он этого не знает, - и всё, он после этого не верен своему Отечеству.

То есть на самом деле, верность земле это неподходящее определение для русского патриотизма. Русский патриотизм – это верность нашим ценностям, нашей культуре. Патриотизм - это невозможность жить без русских ценностей. Так как очень многие русские люди не могут жить не в России. Они просто задыхаются на Западе. Кажется все хорошо, они устроились, но они там задыхаются, им там плохо, они не могут жить без русского духа, без нашей культуры, без определённого типа отношений между людьми. В принципе, это проявление патриотизма. Русского патриотизма. Который не рассуждает о патриотизме, но не может жить без русских духа, культуры, воздуха, березок.

Возьмем другое явление. Например, человек живет в России. Чистокровный русский, родился здесь. И ему не нравится все русское, ему нравится все западное. Ему не нравится православная вера, наш климат, наши законы и даже русская кухня, и он молится на Запад. Ему нравится все, что на Западе. Как там люди уважают закон, какой порядок там, чистота, аккуратные газоны, производство, и т.д. и т.п. Это человек же не патриот. Будет ли он верен русской земле? Да он только и думает, чтобы свалить. Действует по принципу "рыба ищет, где глубже".

Этот пример явно показывает, что русский патриотизм это верность русским ценностям. И ценностям на земле. Они как бы идут в неразрывном единстве. Возможно, такой человек будет защищать Отечество, но в этом есть сомнения. Я считаю, что русский патриотизм должен определяться через верность русским ценностям. Далее мы подходим к своеобразным вещам, взять хоть мои 29 пунктов духовных скреп.

Русская ценность это когда коллектив ставят выше, чем личность, и ты обязан подчиниться коллективу. Это когда сакрализуют Государя.

Здесь возникают интересные вопросы, если патриотизм есть верность русским ценностям, то патриот это тот, кто молится на Путина? Моё рассуждение про ценности вроде убедительно. Но тогда мы приходим к необходимости молиться на Путина, но это не всем дано. Или я тогда должен молиться на всех предыдущих государей, на Брежнева, на Сталина, на Хрущева, ведь они все были государями. Ведь это русская ценность – некое благоговение перед императором. Я помню, что когда моя бабушка смотрела дореволюционную хронику и показывали Николая II, то она слезы лила: «Наш царь-батюшка, царя, царя показали!». И потом она сидела как просветленная, как будто в церкви причастилась. Вот такое отношение к Государю, и я это видел своими глазами. Я спрашиваю бабулю, а Сталин был царь? Нет, она сказала, но он был почти как царь. А Брежнев это царь? - Спросил я. И Брежнев не царь – отвечала она. Вот такое низовое сознание, которое десятилетиями жило рядом со мной. Я благодаря бабушке стал русским человеком.

Таким образом, если мы определяем патриотизм через русские ценности, надо тогда как-то определить эти ценности. В таком случае надо ввести некую дефиницию, когда есть низовой патриотизм, властный и интеллигентский. В чем патриотизм власти?

А: У меня также возникла мысль, что слепая любовь это нормальное явление, но есть любовь умная и осознанная и тут нельзя сказать, что это не любовь. Может быть это разные уровни и подходы.

КБ: Я всегда воспитывал своего ребенка в русском духе. Когда он в каком-то возрасте в 8-9 лет начал гнуть, что на Западе все изобретают (а мальчика интересуют ведь всякие игрушки и девайсы), и Запад значит круче. Я ему много раз объяснял почему мы круче не смотря на то, что мы не изобретаем. И в каком-то смысле я воспитал своего сына как патриота. И мысли, что надо уехать, потому что здесь жить нельзя, у него нет. Он говорит, что уехал бы, если бы здесь стало совсем невозможно. А он имеет такую специальность, что и на Западе хорошо проживет. И возникает вопрос, воспитывает ли наша власть своих детей в патриотическом духе. Помнишь элиту царского периода, какой у них был патриотизм?

А: Там было не так все просто. Если взять, к примеру, Александра III (самый лучший пример, на мой взгляд), там было четкое понимание, что мы/они связаны с Европой, но при этом они становились православными и Николай I отправил Николая II путешествовать по России, чтобы он Россию знал. То есть очень интересный момент был. Не посылали учиться за рубеж, с ним поддерживали отношения, брали западных жен, но их делали русскими и землю в основном русскую знали. Но там не было однозначности.

КБ: Я вспоминаю, что Набоков пишет, что он был совсем маленьким, и ему было лет пять или шесть, они были в Швейцарии. Они зашли в кафе и заказали мороженое. Это был период русско-японской войны. За соседний столик сели японские офицеры. Его отец встал, расплатился, и ушел со всем семейством. Он не мог сидеть рядом с японскими офицерами. Я думаю, что если бы в кафе были какие-то русские, в том числе и офицеры в гражданской одежде, они бы сделали то же самое. Это вот к пониманию о патриотизме, который был до 17 года. Октябрьская революция в определенном смысле нанесла ущерб русской культуре.

А: ВСЯ революция

КБ: Да, конечно, вся, как единое целое, но потом наступил социалистический период, поэтому будем считать, что делалось, это делал уже социализм. Патриотизма как защиты русской земли не было в СССР. Защищали социалистическое Отечество, потому, что оно строит коммунизм. Была верность не России, но коммунизму. Он считался выше. И это изменило акценты. Это трансформировало понимание патриотизма, сделало его расплывчатым.

Следующий этап нашего культурного развития, это когда мы рассматриваем нынешнее время. Это было отрицание социализма, но при этом из ванны с водой выкинули ребенка. Потому что новая волна 90-го года нашей культуры отрицала социализм и автоматически обратилась к Западу. Она происходила в вакууме культурных ценностей, если это можно назвать мягкой революцией. Не было никакой русской основы, которой ей можно было бы стать. Например, западная реформация происходила на католической основе, фундаменте. А наша ни на чем не происходила, поэтому автоматически получилось так, что русское сознание переключилось на Запад. Имела значение также и поспешность, непродуманность реформ. Впрочем, у нас все реформы такие. Потому что очень сильны консервативные тенденции в чиновничей пирамиде.

Деление на либералов и патриотов как бы было вынужденно. Потому что часть людей говорит, что надо строить здесь, а часть людей говорит, что надо все разрушить и опять начать строить как Запад. Эта апология разрушения. Причем разрушение до основания. И это ведь чистая русская штука, мол, раз у нас что-то не идет, то давай разрушим все.

И отсюда понимание, кто такие либералы. Это обычные русские максималисты. Которые говорят, что если у нас не получается лучше, то давайте разрушим все к чёрту и будем всё заимствовать все с Запада. То есть либерализм, по большому счету, это духовное явление, как русский максимализм.

Идеал социализма весь грохнулся, мы его все ненавидели. Практически оставался один идеал дореволюционной Руси, к нему тоже были вопросы. Во-первых, слишком давно. Культурной преемственности не было. Большевики сделали все, чтобы уничтожить культурную преемственность предыдущего общества. Неоткуда было брать образцы, куда идти, их естественно брали с Запада.

Именно поэтому фильмы начала 90-ых годов производят тошнотворное впечатление. Там прямо чувствуется, как все облизываются от мысли побывать на Западе, приобщиться к этому сиянию. Опять же, в советское время это был запретный плод, а теперь он стал не запретным плодом. Дорвались до запретного плода. Этот эффект тоже существовал. Собственно говоря, это то, что я хотел сказать о патриотизме.

А: Остался под вопросом патриотизм власти

КБ: Дело в том, что наша власть, которую до 2011-12 года называли не иначе как компрадорской. Она находится в противоречивом положении. С одной стороны она понимает, что жить можно только на Западе. Она понимает, что может зарабатывать только здесь по определению. Она не будет на Западе властью. Она там будет обывателем с деньгами, наворованными в России. Выходит, что живет она там, а зарабатывает она здесь. Но важно то, что они душой на Западе. Они в любой момент могут сесть на свои самолёты и свалить. То есть духовно наша власть компрадорская, а экономически она с нами.

А: Тогда ты ушел в сторону, в принципе у власти патриотизма нет, потому что само понятие компрадор означает продажная тварь.

КБ: С точки зрения духовного патриотизма власть не верна России. Разве она верна нашей культуре, нашим ценностям? Но, а что делать? Скидывать одну власть и продвигать другую? Разве другая будет верна? Из чего следует, что она будет лучше? Странная вещь, что например богатый человек понимает, что в России жить не очень надежно и ничего не гарантирует твоего капитала. Вот начали мочить очередного олигарха, и он понимает, что Россия это не очень хорошее место для вложения. А для него его бизнес же самое главное. Цель жизни. Вот как для меня философия.

Я вообще не вижу выхода, чтобы наша власть стала патриотичной. Путин говорил об этом два ли три года назад, но ничего сделано не было. Большинство депутатов и чиновников развелись со своими женами фиктивно и перевели все свое состояние на жен. Вот чем все дело кончилось. Денежки важнее для власти.

А: Получается забавно, хоть у власти патриотизма нет, но они всячески сношают его в свою пользу, они просто его используют.

КБ: А власть все использует в свою пользу. Это как любой закон чиновники используют, чтобы получить взятки. У меня есть подозрение, что власть на Руси 1000 лет такой была, и она не изменяема. То есть это надо принять как данность, как в легенде о великом инквизиторе. Инквизитору пришлось тащить эту тяжесть, и наша власть тянет такой крест. Когда ты туда попал, то ты стал говнюком, другим человеком. А вышел оттуда и опять стал нормальным человеком. Я думаю не только у нас так, на Западе также да и везде. Единственное, я думаю, власть можно поставить в какие-то условия, чтобы она не позволяла себе так много произвола, нести какую-то ответственность перед обществом.

Мне понравилось то, что сделал Петр I с назначением чиновников. Если ты назначил чиновника, и он оказался плох, то тебя увольняют вместе с ним. Не имеет значение даже, так это было или нет, сама идея красивая. Мне кажется какие-то только глобальные катаклизмы могут изменить власть, что-то сделать с её патриотизмом, но это такая фантастическая вещь, о которой нет смысла рассуждать.

Может ли быть патриотизм власти, и чем он отличается от интеллигентского. С интеллигентским патриотизмом все понятно. Интеллигент осознает культуру в которой он живет, и он верен в большей степени культуре, чем земле. В то время как в низовом патриотизме, который культуру не знает, верны больше земле, чем культуре, но и для них культура тоже существует. Тут дело в приоритетах, вот и все. Чем больше русский человек изучает русскую культуру, тем больше он патриотичен. Потому что слишком много ценного. Потому что наша культура - самая лучшая. Интеллигенция живет идеалами и поэтому интеллигентский патриотизм тоже идеален.

Власть же, как ни странно, по своему менталитету равна простым людям. У меня было интересное рассуждение в 2012 году о том, почему наши власти не ценят историю. Почему так легко разрушаются исторические особняки. В 50-ых годах например была построена некая вещь. Например, метро. Наше метро это произведение искусства. Там все имеет ценность. Указательные таблички на станциях, переделали на новые. Раньше они были в виде бронзовых ромбиков. Я считаю, что надо было оставить эти бронзовые ромбики и для новых присоединяемых станций делать копии этих ромбов, потому что все матрицы сохранились, в метро же собственное производство. Чтобы сохранить дух времени. Чтобы попал на станцию - как в музей 50-х.

Что сделали наши власти. В 70-ых годах они уничтожили эти ромбики и делают современные красивые таблички. Дух времени исчезает. И я задался вопросом, почему наши власти не ценят нашу историю? Что мешает?

А все очень просто. По менталитету наша власть равна простому народу, а простой народ не понимает всех исторических культурных артефактов, зачем им это старье, надо снести старье и построить новое, эти современные вывески и бетонные коробки. Какая красота! Главное - современно. Зачем какие-то колонны, украшения, портики и т.д. потом еще их реставрировать... Надо старое разрушить, да новое построить. Зачем ценить старое? И в организме также происходит, старые клетки отмирают, новые строятся. По менталитету власть равна простым людям, которые не ценят старину, отсюда все проблемы.

Поэтому от властей можно ждать именно низового патриотизма, а не интеллигентского, потому что по своей сути наша власть не образована. Вот то, что я хотел сказать в плане дефиниции.

То есть у нас имеют место быть три патриотизма. И важно то, что либералы это просто русские максималисты. Это не нерусские люди по духу, а это русские люди с их максимализмом, которые верят, что раз у нас это плохо, то надо все сломать и сделать как на Западе. Это чисто русские штуки. Либералы это истинно русские люди. Интересный вывод.

А: Я немного по другому считал, что это обратная сторона русскости, но здесь ты более точно сказал.
Это не какое-то особое качество, а именно другое состояние, и на самом деле в потенции это есть в каждом.

КБ: Конечно, у нас у каждого есть потенция, что если что-то не получается, то надо это сломать и строить заново. Я глубоко сомневаюсь, что революция была поддержана народом, но поскольку она пошла, то там было то же самое. Мол, давай все разрушим. Или взять раннюю поэзию Маяковского, там тоже воспевание разрушения. Или ранний Горький. Все это было. Это русский характер, любовь к крайностям, причем она связана с миловщиной (думаю ввести это понятие, когда всё определяют природно-географическими факторами) и с православием, предлагается сразу удариться в крайность и заняться самим спасением вместо того, чтобы делать что-то полезное на земле. Это тоже подкрепило русский характер. Любовь к крайностям. Я считаю, что это нельзя изменить. Это надо использовать.

А: Это надо знать и этим надо пользоваться.

КБ. В творчестве это очень полезно. В войне, боевых действиях это полезно.

Благодарность Котёнку за набор текста
Tags: диктофонные записи, либерализм, патриотизм
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments