С лёгкой руки некоторых либеральных сообществ в Рунете набирает популярность текст, написанный православным автором, где заявляется, что "мы - недостаточно рабы". Хотя, по мнению автора, должны быть рабами в большей степени, и вообще нас спасёт культивация рабства. Конкретно утверждается следующее: "Главная проблема современного Православия и, собственно говоря, России (потому что России нет без Православия) – это то, что мы разучились быть рабами".
Данное мнение является частным, авторским. Это толкование. Полагаю, вызванное духом нашего времени)) К Христову учению оно никаким боком не относится. Если рассматривать это учение в целом, вместе с текстами апостолов, то мы увидим целостную картину, где постепенно народ из рабского состояния (по отношению к Богу, разумеется) поднимается до уровня свободных людей. Из тупых автоматов, бездумно подчиняющихся массе условных предписаний, последователи нового учения стали "соработниками Бога" (1 Кор. 3:9).
В Евангелии от Иоанна читаем:
"Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:31-36).
И ещё:
"Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15:9-15).
Действительно, Христос в Своих притчах постоянно использует образы "раб - господин". Но это не потому, что он призывает быть рабами, но для простоты восприятия современников. Учитывая, так сказать, их менталитет.
"Рабство" в контексте христианских взглядов имеет множество смыслов. Самый первый - как форма послушания, например, старшему или учителю. Апостол Павел пишет:
"Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Послание к Римлянам, 6:12-16).
Второй смысл - как образ обычного человека. Апостол Павел пишет про Христа, что Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2:7). Все мы прекрасно знаем, что Христос никаким рабом не был и был рождён свободным. Здесь имеется в виду подчинение логике земных вещей, которая рассматривается как падшая. В противопоставлении божественной логике. Которая и делает свободными.
Третий смысл - невежество также рассматривается как своего рода рабство. Читаем у апостола Павла: "...избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2:15). Итак, страх (в данном случае - смерти) есть своего рода рабство.
Покорность любой власти в этом контексте также называется "рабством". Например, если человек грешит, то он раб греха (и, в конечном счёте, источника греха - дьявола). Если человек встаёт на путь стяжания святости, то является рабом Бога. То есть - слушается Бога: "вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя" (Рим. 6:17).
При этом человек не подчиняется Богу как безвольный автомат. Всё христианское учение проникнуто духом свободы, освобождения: "Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" - пишет апостол Павел в послании к Римлянам (8:21).
Ещё один смысл, который мне самостоятельно определить довольно трудно. Два ученика Христа просили об особом, наивысшем статусе их уже после смерти, в загробной жизни. Вот какой ответ они получили:
"Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк. 10:42-44).
Как видим, это не рабство в современном понимании. Скорее - место в иерархии. Точнее - самооценка находящегося в ней))
Вообще, самооценке посвящено не одно высказывание Христа. Нас заинтересует, например, это:
"Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Так и вы, когда исполните все повеленное вам (имеется в виду - Богом (К.Б), говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:7-10).
Смотрите-ка. Опять слово "раб". Но в данном случае - человек, добросовестно исполнивший свой долг. Раб своего долга. И при том ни в коем случае не гордящийся тем, что он его исполнил.
Ещё цитата из апостола Павла:
"Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8:14-17).
Примитивные, неразвитые народы живут, руководствуясь законом. Потому что ещё не созрели, чтобы подчиняться истинной вере, жить по совести. Отсюда - известные противопоставления апостолом Павлом "мягкой пищи" (которой следует питать незрелые народы) - пище твёрдой, которую могут воспринять уже подготовленные (1 Кор. 3:2, Евр. 5:12, Евр. 5:13).
Снова читаем у него же:
"Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).
Как видите, здесь в свёрнутой форме содержится вся западная толерантность)) (кстати, здесь же - и ключ к пониманию пренебрежения законом в православных странах). В следующей главе апостол концентрирует ту же мысль:
"Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа" (Гал. 4:1-7).
И ещё об этом же: "сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной" (Гал. 4:30-31).
В Христианстве считается, что истинная вера, адекватное познание Бога всех освободило. Именно поэтому христиане смотрят на иудеев свысока: не приняв Христа, то есть не освободившись, иудеи так и остались там, в прошлом, в душном рабстве у множества своих мелких законов и ограничений. Апостол Павел призывает новообращённых: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал. 5:1). Под "игом рабства" здесь также подразумевается невежество (незнание истинного Бога). Применительно к нашему менталитету - человек, не знающий законов Ньютона, также находится в иге рабства. У невежества.
Можно привести и другие цитаты, но, полагаю, этого достаточно.
Journal information