
Ещё к проблеме нашего величия.
Тема оказалась благодатной, эвристически насыщенной. И что прикольно - никто в этой области особо и не пахал. Видимо, боялись обидеть русских читателей)) Смотрите, что нарылось.
Из архетипа величия нации вытекает наш максимализм, крайности в оценке каких-либо явлений. Нам надо не проанализировать его, во всех взаимосвязях, особенностях и закономерностях развития. Нифига. Для русского ума это слишком утомительно. Ему надо прикинуть: как вписывается данное явление в контекст нашего величия? Соответствует ли ему, нет?
Возьмем, к примеру, Государя (намеренно пишу это с большой буквы, так как это тоже у нас, русских, на уровне архетипа). Часть нации считает Путина безоговорочно великим (соответствующим архетипу). И все деяния его рассматривает сквозь призму нашего величия. Что бы он не сделал - всегда прав. А если кажется, что неправ - значит, мы просто не в курсе мудрых планов. Как эта часть нации выкрутится, когда спустя некоторое время всплывёт правда - ума не приложу. Но точно не будет посыпать голову пеплом. Эти раскаиваться не умеют, только восхищаться. Раскаяние - слишком высокая психическая функция для такого сброда.
Либо Государь не дотягивает до истинного величия. А значит, никуда не годится. Хотя, казалось бы, кто из нас совершенен? Однако от Президента ждут именно совершенства - чтобы способствовать величию. Любой недостаток воспринимается как кошмарный и нетерпимый.
Встречали такой бабский ментальный выверт: "он не помнит, в каком я платье была на первом свидании (разбрызгивает зубную пасту, разбрасывает носки, дарит цветы реже чем раз в месяц, etc), а тогда зачем всё?" Или ещё круче. "Если в отношениях всё плохо, дай как я ещё и закурю. Чтобы было плохо и со здоровьем. Для полного комплекта плохости".
Во. Это оно самое, русское мышление и есть.
Вполне возможно, что верно и обратное. Потребность в возвеличивании России вторична от нашего максимализма и способности впадать в крайности (на которых, к слову сказать, Достоевский собаку съел). "Среднего" аксиологического звена нету, есть только крайности. Оно и в Православии так - нет Чистилища, только рай и ад, и в обществе - нет среднего класса, он типологически относится к низшему, плебсу. Точно так же, как в Иране и Индии.
Кто там утверждал, что мы принадлежим к Европе? В самых главных, глубоких чертах - гарантированно нет. Разве только на самом поверхностном уровне культуры. Одних и тех же певцов слушаем. Да голливудские фильмы смотрим.
Journal information