Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Панарин жжот:


"...Нечто подобное имело место во времена Смуты начала XVII в. Дух безответственной
низовой (казачьей) вольницы и дух компрадорского нигилизма, идущий сверху, со стороны
боярства, временно сошлись, угрожая вконец разрушить этику служилого государства,
олицетворяемую средним по тем меркам сословием — служилым дворянством.

Смута XVII в. кончилась благодаря мобилизации массового патриотического сознания,
оскорбляемого интервентами, наличию социально-политического субъекта — служилого
дворянства, оказавшегося способным направить низовой порыв в русло государственного
творчества. "Его (дворянства. — Авт.) победа над последней вспышкой политической оппозиции (боярства) и над первым взрывом социального протеста (казачества) — должна
была очистить путь к торжеству национальной программы во внутренней политике".

Сегодня также стоит проблема связующего "срединного" элемента, который, с одной стороны, в силу близости низовому демократизму, отстаивающему традиционную социальную справедливость против коррумпированного нуворишества, оказался бы способным преодолеть нигилизм языческой вольности, а с другой — в силу определенной культурной искушенности и просвещенности, не дать законному возмущению
национального чувства выродиться в погром, направленный против реформационных начинаний и современных институтов. Версальская Германия потому и оказалась бессильной предотвратить вырождение оскорбленного патриотизма в оголтелый национализм и фашизм, что мобилизованной оказалась энергия обиды, силы, направленная против разрушительного экзогенного фактора (репараций). Энергии Покаяния, связанные с сознанием Вины, мучительной рефлексией по поводу эндогенных разрушительных стихий, не сработали.

Проблема Рима состоит в том, чтобы не только оказаться сильнее своих внешних врагов, но и в том, чтобы на новом уровне восстановить консенсус между низовым сознанием (массовой народной традицией) и государственным порядком — обеспечить усыновление его народом, осознавшим, что его внутренние неукрощенные стихии составляют не меньшую проблему для его будущего, чем искушения извне, и несправедливости, идущие сверху. В частности, важно понять, что феномен "новых русских", со всем их аморализмом — не только западнический, связанный с иноверческими влияниями, импульсами декаданса, но в какой-то степени и "народнический", связанный с бунтом вырвавшихся на волю древних языческих стихий
против прежнего порядка, оказавшегося чрезмерно запретительным и неоправданным.

Чтобы "третий Рим" возродился в искомом величии, необходимы не только воля и решимость отразить угрозу извне — нужна еще особая культурная способность сублимировать (не подавив, "не искоренив") энергию вновь проявившихся языческих стихий, обращающая ее в энергию творчества, созидания. Проекты оскорбленного национализма, ориентированного на отпор экзогенным вызовам, представляют, на наш взгляд,
профанирование ситуации, не столь однозначной, как ему представляется. Для организации сил отпора достаточно традиционной мобилизационной стратегии, связанной с идеологическим воодушевлением, милитаризацией общественной жизни. Но для того, чтобы сублимировать энергии языческого своеволия, мало одной стратегии "укротительства".

Секрет в том, чтобы, не подавив энергетики нового поколения, изменить перспективу, а вместе с нею — поле приложения высвободившихся сил. В этом и состоит назначение Рима: предложить перспективу энергичным, деятельным, вывести их из захолустья на мировой простор, дать ощущение причастности большой Истории. Надо только не повторять ошибок старого языческого Рима: не забывать '"сирых", "нищих духом". В противном случае, учитывая специфику нашего духовного пространства, против Рима непременно ополчится
катакомбная церковь сострадающей интеллигенции, которая может превратиться в церковь народную, а значит — неодолимую. Ловушка "римской власти" состоит в опасной дилемме: либо власть с сильными против слабых - и тогда она вырождается в самодовлеющего духвного монстра - библейского Зверя... либо власть принимает патерналистский характер в отношнии слабых, но при этом преисполнена подозрения в отношнии всех инициативных и независимых: "С царскою властью народами правь, Защищая смиренных, Гордых смиряя..."

(http://www.auditorium.ru/books/668/p2.pdf)
Tags: Панарин, цитаты
Subscribe

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
Comments for this post were disabled by the author