У бесконечных споров о сталинских репрессиях есть некий не всегда осознаваемый аспект. Спорят о репрессиях - об их масштабах, о виновности/невиновности жертв, а на самом деле подразумевают другую, фундаментальную, даже философскую проблему:
Как возможен социализм?
Возможен ли он без репрессий, как таковой?
И:
Может ли мечта о светлом будущем быть движущим фактором полноценного развития общества? Возможна ли вообще народная собственность? И так далее
Поэтому так рьяно и отрицают наличие многочисленных невинных жертв советолюбы. Дело не в репрессиях как таковых. Дело в возможности социализма как такового. Отрицают невиновность жертв именно для того, чтобы для себя сохранить мысль, даже мечту, что социализм возможен. Репрессии - это случайное явление, или закономерное?
Здесь ведь какая логика. Если среди репрессированных было много невинных жертв, то репрессии будут, скорее, явлением закономерным. И тогда социализм невозможен - потому что кому нафиг нужно общество, уничтожающее невиновных? Как это согласуется с фундаментальным русским принципом справедливости? Ведь советский социализм почему превозносят? На полном серьёзе считают его более справедливым.
Далее. Если среди репрессированных невиновных был незначительный процент (сравнимый с величиной статистической погрешности), то можно - по крайней мере, помыслить - социализм без репрессий.
Потому так и муссируют проблему репрессий либералы-западники. Им надо обосновать, что социализм без репрессий невозможен. А значит, нужно всячески доказывать огромное количество невинных жертв.
Естественно, и те, и другие перегибают палку - в выгодную для себя сторону.
Трогательно смотреть, как и те, и другие пуляют очередными статьями, где неопровержимо доказывается, что "при Сталине зря не сидели" и "Сталин - кровавый убийца десятков миллионов невинных". При этом в суть вопроса не хотят вникнуть ни те, ни другие. Никого не интересует философская проблема возможности социализма))
Что же касается Сталина, то его фигура персонифицирует социализм как таковой. Ленин у всех ассоциируется с революцией, успешным захватом власти. То есть с разрушением прежнего общества. А Сталин - со строительством нового. Отсюда и восхваление Сталина пламенными советолюбами - они не Сталиным восхищаются, но защищают свою мечту о возможности построения социализма. А либералы-западники заинтересованы повесить на Сталина всех собак - дабы доказать, что социализм без репрессий невозможен. То есть - невозможен вообще.
Можно копнуть ещё глубже, в бессознательное тех и других. Тогда мы получим, что в основе любви к социализму лежит нежелание мириться с несправедливостями нынешнего строя.
На следующем "психологическом этаже" мы получим отсутствие смирения. Наконец, на самой последней глубине у советофила лежит неверие в Бога-Творца. Эту веру и замещает мечта о "светлом будущем". "Если Бога нет, то всё позволено -> сверхчеловек Ницше -> устроение общества по программе, которая считается разумной" - об этом утопическом комплексе ещё Достоевский писал.
Что же до либералов, то у них внутри вообще всё скучно.
Journal information