"Архетип ожидания войны", напротив, воспринимает войну как нечто абстрактное. Вспомним шапкозакидательные настроения перед началом войны с Японией. У кого там был ужас? Вспомним силовое присоединение Крыма в 2014-м. Все рукоплескали, и никто не желал думать - чем мы за это заплатим???
И понимание не может быть первично - из которого, типа, вытекает всё остальное.
Жизнь так устроена, что общество пониманием не живёт. Первичны материальные интересы.
"АОВ" работает иначе. Это именно архетип, он регулирует отношение к жизни, самые общие планы бытия (в нашем случае - остутствие юридического сознания, отсутствие западной сакрализации частной собственности), а до уровня сознания вообще не доходит.
...Мир воспринимается как зыбкий, колеблющийся, нестабильный. В любой момент какая-нибудь гадость может произойти. Всё в воле Божией. Все под Богом ходим. В этой ситуации какой смысл верить к закон и собственность? Они от беды не спасут.
"Архетип ОВ" скорее всего связан и с православным христианством. Оно лишь усилило его.
Судите сами: мир лежит во грехе, он вообще должен сгореть. И мы все грешны. Как поможет закон в таких ужасных обстоятельствах? Поможет только община, близкие люди.
Отсюда - личные отношения важнее закона. Когда я даю взятку гаишнику, я устанавливаю личные отношения.
И так во всём.
Причём это мировоззрение - что мир должен сгореть - действует не на уровне сознательного фактора, а как нечто внутреннее, как комплекс, что ли... Он "до" всех этих бытовых и логических вещей. Сформулирую точнее: так мир устроен. Так Богом заведено. Мы - народ Божий, а не законники, как иудеи или европейцы. Отсюда - русскому человеку проще быть святым, чем честным. Леонтьев прав.
То есть "война" здесь имеется в самом широком, религиозном, мировоззренческом смысле. Война с дьяволом тоже сюда относится.
Это такое нестабильное устройство мира. В мире нет ничего, на что можно опереться. Ну не на законы же? Смешно: мир падший, люди несут в себе наследие первогреха, а законы тогда какие? Разве не они законы пишут? В этой системе можно опереться только на отдельных людей, которыми мир держится, праведников, а не на законы.
Христос открытым текстом заявлял: "Не любите ни мир, ни то что в мире". Это оно самое и есть. А на Западе любят законы и собственность)) Самые мирские штуки))
Лучше всего это сформулировал Сергей Асипенко: "На фига что-то делать -всё-равно война на пороге, враги сожгут родную хату..."
(Вынесено из коммов)
Journal information