а) насколько окончательным, необратимым является процесс вестернизации;
б) какова глубина этого процесса: затрагивает ли он преимущественно внешнюю, "аксессуарную" сторону существования или касается тех глубин культуры, в которых зарождаются ценности, верования, долговременные поведенческие установки;
в) сохранились ли у современного незападного мира силы для реванша и каковы возможные формы последнего: выступит ли он в материальном (силовом) измерении или измерении ноосферном — в форме неожиданного духовного пленения победителей новыми верованиями, идущими от побежденных.
наблюдать подобное явление с компонентами расщепленного культурного луча"210.
Справедлив ли и сегодня вывод о том, что западные технологии являются тем проникающим лучом, который испытывает наименьшее сопротивление инородной культурной среды и тем самым служит наиболее надежным средством западной инфильтрации?
Информация, разрушающая местные верования, облучающая ценностные пласты культуры, распространяется быстрее прескриптивной (рецептурной) информации, являющейся основой заимствования готовых технологий. Этим и объясняются масштабы распространения потребительской психологии. Запад в качестве потребительского
общества, выступающий как источник соблазна "легкой жизни", достиг гораздо больших
успехов в стратегии "информационного империализма", чем Запад, выступающий в качестве собственно индустриального (или постиндустриального) общества.
последней. Если бы на этом этапе — когда процесс вестернизации еше на затронул по-настоящему массового сознания и не обрел формы морально беззаботного, государственно безответственного "потребительского общества" — руководством бывшего Союза были предприняты попытки серьезных реформ в стране, вероятно,
удалось бы создать относительно стабильную форму элитарного парламентаризма (по образцу Индии) или просвещенного партийного абсолютизма, осуществляющего управляемую модернизацию (по китайскому образцу). Сохранялся шанс преобразовать критический пафос интеллигенции в энергетику ответственного реформаторства,
превратив интеллектуалов в экспертов, готовящих решения.
олицетворяемым силами господствующего порядка. Оно пребывает в возможности срыва в безответственное бунтарство низовых революций, либо в не менее безответственную неангажированность потребителей, переставших вести себя как настоящие граждане.
отношением ко всему, что не касается материальных благ. Носители обоих начал характеризуются крайней неразборчивостью в средствах: одни — ради коллективного "светлого будущего", другие — ради индивидуального благополучия в настоящем.
стадии возникает опасность, что вестернизация приобретет характер заимствования преимущественно худших образцов культуры-донора — того, что наиболее доступно неразборчивому восприятию и от чего сама эта культура спешит освободиться.
"передового опыта" могут отличать продуктивное и ценное от вульгарного и злокачественного. Постсоветская вестернизация — вестернизация, осуществляемая без творческого соучастия настоящей национальной элиты.
"первичных" модернизаций на Западе, является благополучный средний класс — социальная база демократии, правового государства.
социально-исторической перспективы: "Судьба большинства... не уничтожение, не фоссилизация или ассимиляция, но полное погружение и растворение в том огромном, космополитическом, всеобщем пролетариате, который явился самым значительным побочным продуктом вестернизации мира"
Новейшая волна вестернизации, накрывшая Россию, дала чрезвычайно показательные результаты в качестве всемирно-исторического эксперимента. Оказалось, что даже если она захватывает достаточно развитую в промышленном и образовательно-квалификационном отношении страну (по последнему показателю СССР занимал едва ли не ведущую позицию в мире), результат оказывается тем же самым: всеобщая деморализация, денационализация, предельная социальная поляризация. По меркам великих исторических аналогий, нынешняя вестернизация достигла той же стадии предельного духовного и материального истощения мира, какой ознаменовалась последняя, закатная фаза эллинизации древнего мира. В этой фазе самое время поставить
вопрос: чем ответят на этот вызов накрытые волной вестернизации отчаявшиеся цивилизации. Вопрос по-настоящему еще не осмыслен в современной культуре — сказывается инерция прежних завышенных ожиданий в отношении благодетельных возможностей вестернизации. Запад — инициатор всемирно-исторической драмы, пока
уклоняется от ответа.
глобального экологического кризиса захлопнется, означает не только иссякание энергии творческого дерзания. Она означает, что страх перед чуждым большинством планеты возобладал над универсалистским пафосом эпохи Просвещения. Произошла настоящая социокультурная катастрофа, связанная с закатом общечеловеческой перспективы, неверием ни в успех вселенской миссии Запада, ни в автохтонные механизмы подъема незападных обществ в духе идеологии Прогресса..."
(взято отсюда: http://www.auditorium.ru/books/668/p2.pdf)
Journal information