Идея величия не относится к тому самому пушкинскому "нас возвышающему обману". Это разные вещи.
Что такое этот обман? Например, ученика хвалят чуть-чуть сильнее, чем он заслуживает. Чтобы вдохновить его на ещё большие старания. На интеллектуальный рост.
Я всегда хвалил своего ребёнка за то, что он убирал игрушки. Восхищался чистой комнатой до небес. Потом убираться у него вошло в привычку.
Или хвалят внешность любимой - чтобы она чувствовала себя, точно, любимой)) А может быть и так, что любимый человек имеет некий не очень важный недостаток, из-за которого переживает. Неважное зрение, например. Нет ничего плохого, чтобы представить этот недостаток несущественным. Сделать так, чтобы любимый человек поверил в несущественность недостатка. А тем самым - и поверил в себя. Так он будет чувствовать с нами себя более спокойно. Ведь как переживаются гармоничные отношения, когда люди не только подходят, но и дополняют друг друга? Как ощущение полноты, то есть - защищённости.
Именно на этих принципах отношения строятся и развиваются. Думаю, в них без такой похвалы и нельзя. Горе нечуткому правдолюбцу! - его прямота всегда будет препястсовать его счастию...
Идея же величия не вдохновляет на старания. И на развитие тоже. Она ни на что не влияет. Она крутится в собственном круге, работает на саму себя. Она требует лишь подтверждения, причём внешнего, на уровне атрибутов да символов. Никому не лучше оттого, что народ считает себя великим. Как и ему самому. Применительно к отношениям - это всё равно как заявлять, "я - великий любовник". Заявляющие, что они великий народ, со стороны выглядят точно так же.
Journal information