"В наше время только ленивый из столичных бизнес-инкубаторов не рассказывает нам, промышленникам, про плюсы кооперации. Выгодно, облегчает жизнь, позволяет сделать предприятие гибким и способным противостоять конкуренции со стороны азиатских и западных компаний. И вообще «аутсорсинг» это панацея от всех бед, с которыми столкнулась наша промышленность. Удивительным образом то, что у нас исторически называлось между хозяйствующими субъектами кооперацией, вдруг превратилось в новомодное слово «аутсорсинг», которое полностью подменило ответственность и обязательства хозяйственников совершенным непониманием производственных цепочек современными эффективными менеджерами.
К сожалению, управлять сегодня государственными предприятиями ставят всё чаще дураков, по единственному критерию «свой/чужой». Но производство это не сто девятая прокладка по поставке труб для Газпрома, поэтому тут самые умные менеджеры MBA за полгода успевают не только проявить себя низкосортными управленцами и первостатейными хапугами, но и подвести под монастырь даже то, что работало до них 80 лет. Хочу заметить, что ни разу на моей памяти не было случая, чтобы после этих «управленцев с банковским или купи/продай опытом» предприятия смогли вернуться к жизни. Они оставляют после себя в прямом смысле выжженное поле, иногда мне даже кажется, что это делается целенаправленно и специально.
Выскажу свои мысли о том, почему кооперация в России сегодня не только невозможна, но и окончательно хоронит остатки советской промышленности. Приведу примеры, на которые так любят ссылаться доморощенные эксперты и аналитики по станкостроению, машиностроению, приборостроению и Четвертой промышленной революции.
Что такое «аутсорсинг» в России сегодня? За пределами Садового кольца это классическая схема, когда директор или заместитель директора на государственном заводе за деньги государства открывает «своё» производство рядом, при этом хороня его на самом заводе, которое ему поручили выводить на «точку безубыточности» с целью увеличения прибыли и выхода на IPO. Вы даже не представляете, какими терминами сегодня в промышленности оперирует целая плеяда современных менеджеров, которым в голову уже успели заложить те стандарты, которые окончательно угробят всё в нашей стране. То есть руководитель «своей» инновационной научно-производственной фирме обеспечивает гарантированный сбыт в виде завода, которым он управляет, у которого заказ уже расписан на пять лет вперед от государства. Под каким основанием завод всегда делал сам эти детали и узлы и вдруг начал покупать на стороне? Брак, низкая рентабельность при больших затратах, убытки, отсутствие специалистов, срыв сроков, «мы не можем делать всё», да что угодно. А вот фирма «N» оснащена новейшими лазерными машинами раскроя или современными станками с ЧПУ, делает всё быстро и качественно. Тут надо уточнить, что в 100 случаях из ста из заводов выводят простейшие операции с низким переделом. На своё детище можно легко тратить деньги государственного завода, на белые стены, заливные полы, системы ERP и внедрение передовых систем качества. Если собственник государство, то никто и не спросит, что и почему, руководители предоставлены сами себе, заводы в любом случае убыточны, минус 300 млн или минус 2 млрд не играет роли, лишь бы «свои» стояли у руля. В случае, если на заводе не уничтожили про корень «конкурентное производство», то при смене директора все эти «поставщики» накрываются медным тазом. Тем не менее, они за довольно быстрое время разрушают завод изнутри, потому что весь коллектив видит, что они работают за условные 20-25 тысяч, а вот новый поставщик завода делает всё то же самое, но там получают уже по 80 тысяч. Уникальность российского аутсорсинга в том, что в итоге детали становятся в 10 раз дороже, что отразится на стоимости готовой продукции, но в низкой производительности всё равно обвинят завод и его неквалифицированные кадры. Доходит до абсурда, когда молодые пацаны на этих «производственных» фирмах получают в разы больше заводских работяг и при этом с усмешкой заявляют о том, что «время динозавров» вышло и теперь они олицетворение прогресса и высокой производительности труда. При этом в случае возникновения проблем, привлекаются исключительно заводские специалисты, чтобы все расходы вешать на завод.
Начну издалека, но с самого главного. Продажа готовой продукции. Не секрет, что российская фундаментальная промышленность на сегодня ничего из себя не представляет. Это не обобщение и не статистика, это исключительно моё мнение. В том числе и металлургия. Можно сколько угодно бить себя в грудь и кричать о том, что выпуск стали обогнал 1989 год или покупать самые длинные яхты в Германии, но это не отменяет того, что качественные стали для ответственных деталей в Россию завозятся со всего мира, а если нужны качественные рельсы, то везем из Японии. Та же картина со станками, инструментом, комплектацией. Вся химия для литейного производства из Китая, либо европейская, но это для тех, у кого есть деньги. Да что об этом говорить, если мы даже нержавейку завозим из Тайваня! За последние тридцать лет мы прошли путь от развитого индустриального государства (пусть даже с перекосами и неэффективным управлением) до придатка в чистом виде, который во всём зависит от промышленных метрополий. Технологии всегда управляли миром, сегодня компьютеры всё это ускорили. И если западные глобальные рынки понять можно, они достигли пика, перепроизводства, а монетарные власти и агрессивный маркетинг довели до абсурда общество потребления, когда люди покупают то, что им совершенно не нужно за деньги, которых они заработают через 20 лет. То понять то, что делают наши министры в области промышленной политики, совершенно невозможно. Я лучше промолчу.
Когда мне кто-то начинает рассказывать, что у нас всё хорошо и я просто плохо осведомлён, мне достаточно показать ежедневные счета на оплату того, что завод закупает каждый месяц для производства продукции. Во многих случаях получатели - российские предприятия, но они для ширмы, на самом деле их славное имя в прошлом и на сегодня они просто являются центром по локализации продаж импортного инструмента и комплектующих. Очень наглядный пример, как мы покупали 60 лет сортамент на одном металлургическом заводе, который в недавнем прошлом перешел в собственность госкорпорации. Туда сразу высадился менеджерский десант из Москвы, который в считанные месяцы уничтожил сортамент инструментальных сталей как убыточный, всё ужалось до строительной арматуры и тех сталей, которые потребляют заводы их материнской компании. И вот недавно они заявили о миллиардных убытках. Ровно года хватило для полного уничтожения самостоятельности предприятия. Теперь это головная боль государственного бюджета. Вообще это уникальный случай, когда с одной стороны корпорации приносят какие-то фантастические убытки, а с другой у них золотые парашюты, высокие зарплаты, какие-то грамоты и ордена за подъём промышленного потенциала страны. Что они подняли? Назовите хоть одну фамилию! В стране очень много руководителей, которые живут предприятиями, в фантастически агрессивной среде сохранили предприятия, работают и ещё умудряются как-то развиваться и что-то создавать, но про них никто никогда не услышит. Все лавры достаются дельцам, которые под видом развития российской промышленности осваивают многомиллиардные суммы под видом проектного финансирования. Это тупик и утопия, но когда финансисты управляют экономикой государства, читай уничтожают настоящее и лишают будущего, нам ничего не остаётся кроме как адаптироваться в нравоучениям и обвинениям в слабом управлении компаниями и низкой производительности трудовых коллективов.
Также стоит уделить внимание тому, что именно государство через свои госкорпорации уничтожает последние производственные цепочки, которые связывают предприятия. Самый банальный пример, корпорация приобретает предприятие, которое включено в самые разнообразные цепочки поставки комплектующих, в том числе на те предприятия, которые не входят в эту самую корпорацию. Что они делают первым делом? Верно, увеличивают цену, чтобы поддерживать огромные накладные расходы, которые связаны в первую очередь с содержанием новой администрации. Но это уже бюджет, поэтому всё нормально, население страны покроет любые прихоти дебилов, которым дали поиграться в управление. При этом цены поднимают не на 20 и не на 40%, а в два раза минимум. А ведь у других предприятий нет других вариантов купить эти узлы и агрегаты где-то ещё, много времени уходит на выстраивание этих сложных цепочек. В итоге начинаются конструктивные изменения, переход на азиатские аналоги, разрыв десятилетних связей.
Все сегодняшние успехи промышленности, которые так любят воспевать некоторые наиболее патриотичные граждане это яркие импортные трусы на грязной заднице. Российской. Советская промышленность была может и не в таких ярких, зато была чистой. Советский союз контролировал всю производственную цепочку на всех этапах, от добычи до изготовления сложной высокотехнологичной продукции. А сегодня мы хвастаемся тем, что на станке, завезенном на 100% из Кореи, вешаем табличку «Сделано в России». Можно конечно пойти глубже и поднять сложные темы о том, что многие заявленные новые станки это хаотичный поиск старых советских машин и их модернизация, но…
Не хочется только о плохом. По стране ещё много предприятий, которые реально работают, а не осваивают. Проблемы и наболевшее у нас одни и те же. Прокат из Аши, поковки из Челябинска, графитированные электроды из Новосибирска, РТИ из Черкесска, электродвигатели из Ярославля, кварцевый песок из Миллерово, кооперация в стране работает, но каждый день она всё слабее и слабее из-за того, что промышленностью в стране не занимаются, на ней просто спекулируют в прямом и переносном смысле.
В следующий раз я подниму тему кооперации под другим углом, более предметно, почему мне выгоднее купить свой координатно-пробивной пресс или термопластавтомат, чем заказывать эти детали на стороне.
(с) Яковлев
https://www.facebook.com/kubanzheldormash/posts/1828952590686700:0
Journal information