
1. Источник патриотизма. В нормальном состоянии человек не замечает своего патриотизма точно так же, как не замечает своего позвоночника. Это часть его жизни находится в состоянии, похожем на режим "stand by" в технике. И просыпается, выходит на первый план, становится руководством к действию лишь в критических ситуациях (войны да стихийные бедствия). В нормально развивающейся стране он на первом месте не может быть по определению. Чем хуже живём - тем больше власти прибегают к помощи патриотических мифов. Тем легче народ их подхватывает. Потому что патриотизм весь из них и состоит. Собственно, патриотизм и миф это одно и то же. Патриотическое сознание предельно мифологично.
2. Патриотизм, взывающий к голой силе и упивающийся былыми победами гроша ломанного не стоит.
3. Настоящий патриотизм должен не отвлекать от реальных проблем, но быть подспорьем в решении их. Какие такие военные задачи вдруг возникли перед Россией, что понадобилось привлекать патриотизм для их решения? Откуда вдруг взялись все нынешние военно-патриотические камлания? Из чего следует, что истинный патриотизм всегда связан с военной силой и гордостью за прошлые победы?
4. Военная сила - условие существования страны (причём лишь одно из условий), но не его главная цель. А целью может быть только увеличение нравственности и благосостояния. Вспоминая пресловутую "идею величия России" - наша страна будет более великой по мере роста благосостояния и нравственности граждан, а не по мере увеличения количества танков и других видов оружия.
5. Если в деревнях миллионы людей не имеют горячей воды, ванн, туалетов в домах и даже нормальных дорог, если закрытие школ и медпунктов в сёлах есть часть государственной политики, то называть такую страну великой может законченный извращенец. А если он считает её великой из-за сильной армии - то это извращенец, не наигравшийся в детстве в войнушку, то есть с извращенец с застарелыми комплексами.
6. Отсюда следует, что патриотизм должен связываться прежде всего с идеями развития, но не обороны. Проблемы обороны - вторичны.
7. Прежде чем говорить о патриотизме, вообще рассуждать о нём, следует определиться, какова цель бытия России? Ради чего мы, русские, живём?
8. Если наша цель - "спасение самих себя и всего мира от цветных революций", поддержание "стабильности", жертвуя при этом благосостоянием наших граждан и оболванивая их лживой пропагандой - это одно. В этом случае вполне допустимо, чтобы о России да патриотизме с экранов рассуждали политики и военные, вообще "настоящие мужики".
9. Если же наша цель - общее развитие, увеличение благосостояния а также рост нравственности, то всех этих "настоящих мужиков" нельзя подпускать к экрану на пушечный выстрел. И рассуждать о развитии следует интеллигентам, специалистам в области экономики и общественных наук.
10. Опыт показал, что патриотичные "настоящие мужики" во главе государства умеют лишь мочить неугодных в сортире. Ориентировать Россию на устойчивое развитие они не в состоянии. Зато очень хорошо умеют покровительствовать своим друзьям.
11. Что же касается проблемы "патриотизм и Христианство", то советую заглянуть в Новый Завет. Много ли Спаситель говорил о патриотизме? Начиная с фразы "наше царствие не от мира сего", и так дальше... Из учения Христова патриотизм, верность своей земле не вытекает со всей очевидностью.
Journal information