И.Дьяконов в 1945 году был чем-то вроде старосты на одном из норвежских островов. Он вспоминает:
"Почти все конфликтные ситуации были связаны с различным национальным понятием о собственности. Вот какую историю рассказал мне полковник Лукин-Григэ:
– Еду сегодня и вижу картину: на горке стоит хуторок, затем лощина, и на другой стороне другой хуторок. А в лощине горит громадная угольная куча. Послал Грицаненко вызвать хозяина хутора, говорю ему кое-как по-немецки:
– Почему не тушишь кучу?
– Не мой уголь.
– А где тот хозяин?
– Немцы угнали.
– А у тебя есть уголь? Чем ты будешь топить зимой?
– Буду в холоде сидеть.
– Так потуши и возьми себе! '
– Как же я могу взять – это чужое!
– Так оно же сгорит!
– Ну и что же – это меня не касается – это чужое.
С лодками тоже бывала беда. Однажды ко мне прибегает рыбак с выпученными глазами и говорит:
– Я погиб! У меня солдаты увели лодку, а я этим живу, я с семьей умру с голоду!
Я беру фонарь, автоматчика и иду в соседнюю часть.
– Брали лодку?
– Брали.
– Зачем?
Оказывается, там, недалеко от берега был нашей авиацией утоплен немецкий транспорт, и на нем было много консервов, которые наши с него доставали. Пустили слух, что под консервами был большой запас водки. Наши устроили самодельный ЭПРОН; подплывали на лодках, ныряли в зимнюю воду и доставали из трюма, что там было.
Ныряльщики говорят мне:
– Что ему надо, мы же вернули лодку!
– А где она?
– Вон стоит!
Я говорю норвежцу:
– Вот же ваша лодка, на что вы жалуетесь?
– Да, но ведь это не на моей земле, а на земле соседа: я не могу пройти по чужой земле, с меня потребуют за убытки, когда я потащу лодку по его территории.
Journal information