Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 17.01.2017г.
И: Я хочу разобрать психологию ностальгирующих по СССР. Вот они обсуждают какую-либо тему: "а как на улицах спокойно было, а сколько хороших детских кружков было, а сколько хороших детских фильмов издавалось, а люди какие были добрые". Это касается вообще-то всего: "какая колбаса была качественная, хлеб какой был вкусный по 25 копеек, мороженое в ГУМе какое было вкусное". И отсюда делается интересный логический пируэт - "всё сегодняшнее надо разрушить и вернуть то".
А: Но ты же знаешь, что всё это ерунда.
И: А разве это не карго-культ? Это не тот же самый культ копирования?
А: Он немножко в другой форме, форме "ностальжи" скорее. Но здесь если говорить о карго-культе как о желании ничего не делать но при этом чтобы всё было, то да, конечно.
И: Вот это надо как-то по-русски обозвать. Вот у нас же Емеля на печи сидел, палочкой взмахнул и чтоб всё было. Может быть имеет смысл назвать это каким-то "емельянством". Вот разрушил всё что есть и у нас опять будут хорошие кружки, опять будет вкусный хлеб по 25 копеек, мороженое будет в ГУМе, как хорошо.
А: Да с чего оно будет-то?
И: Но они так считают. Я хочу копнуть именно пласт мышления, так сказать, припечатать его к стенке. Вот в чём дело. На чём он основывается? На чём основывается нежелание примириться с тем что есть сейчас?
А: Тут мне кажется всего намешано. Во-первых, чисто детское такое чувство, что вот "раньше", "когда-то" деревья были большие, праздники ждали, ёлку и так далее и вообще всё было здорово и безоблачно. Ну кто не настольжировал? А есть ещё такой момент, чисто потребительский, и эскапизм. Всегда ведь есть желание жить лучше чем есть, даже если ты будешь в масле кататься.
И: Я бы сказал, что это эскапизм в более общей форме. Это уход от той реальности, которая есть. Мы русские, не видим реальности которая есть. Помнишь, Блок пишет "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, с раскосыми и жадными очами" в поэме "Скифы"? Мы русские, не видим реальность такой какая она есть., а мы видим некий фантом.
А: Мы не хотим её видеть.
И: Да, совершенно, верно. А вот почему это так? Потому что мы не видим развития. У нас развитие это же волшебный пендель от Государя. Кто придумал мороженое на Руси? Сталин. Купили самое лучшее оборудование и привезли.
А: А потом просто поддерживали на том же уровне.
И: А кто ёлку детям дал? Я сейчас говорю о другом, вот мне кажется что суть проблемы заключается в том, что мы, русские, существуем в такой системе координат, где существую я, который не решает вообще ничего, и существует мифологический Государь. И именно за счёт разницы потенциалов между нами я не вижу реальности. Для меня реальность как бы попорчена, трансформирована этим мифологическим Государем, и за счёт этого я не вижу развития.
А: Получается, что моя жизнь это вот мой круг и заставка президента в телевизоре.
И: Вот если взять западного человека, он там что-то придумает, создаст какое-то объединение, у них же там всё время какие-то кружки при домах, они ходят все поют, или тётки там шьют. А у нас этих швейных кружков на всю Москву штук десять, а у них они, блин, в каждом доме. Или организуют какое-нибудь товарищество на паях, они видят как развиваться. А мы не видим, почему?
А потому что для нас архитипически развитие связано с Государем, с властями, с начальником. Барин приедет и скажет как развиваться. Что мы можем сделать, если нам нужен кружок того же самого пения при доме? Мы напишем заявление в Префектуру, что хотим кружок. Вместо того, чтобы собрать этот кружок и начать заниматься, мы сначала: "а вот вы разрешите".
Но я сейчас не об этом, я не хочу удаляться в частности. Я хочу копнуть именно вот эту вот интересную проблему. Именно отсюда, из вот этой вот бифокальности зрения у нас возникает непонимание того как оно вообще всё развивается. Вот это желание волшебной палочкой взмахнуть и вернуть 70-е годы где и мороженое и вкусный хлеб и кружки в школах были. И колбаса была настоящая, а не из хлеба и не из бумаги. Я вот уже нащупал, но вот картинки не вижу окончательной.
Мы, русские, не видим развития. Мы видим Государя. Мы говорим: "вот барин даст команду, и мы будем развиваться". Мы как бы ждём всегда подачки от барина. Я не хочу сказать, что это неправильно. И вот здесь получается так, что ностальгирующие по Советскому Союзу воспринимают Советский Союз как "барина". Правильного "барина". А нынешний - неправильный. Барин обязательно должен быть правильным. Я вот уже подошёл к этому. Получается так что вот эта вот постоянная ориентация на Государя, о том что "я не могу решать", она мешает нам увидеть, как должно быть. Мы видим миф, мы не видим реальности. Мы не видим что надо сделать для развития. Вот мы как дети, надо чтобы папочка нам сказал убрать игрушки. Вот папочка сказал - мы сделали. И вот поэтому ностальгия по СССР и идёт. Это нежелание видеть то, что можно сделать сейчас. А вот лучше придумать себе мечту, о мороженом, которое было вкусным за 20 копеек в ГУМе, чем жить в реальности. Как сейчас сделать хорошее мороженое? Ведь сейчас, теоретически, никто не мешает тебе взять кредит, начать выпускать мороженое. Но мы все знаем, чем это кончится. Во-первых, работники будут воровать. Во-вторых, отожмут просто. Если бизнес будет хороший. Инициатива на Руси всегда наказуема. Потому что власть у нас всегда ориентирована на тоталитарность, на то, чтобы контролировать как можно больше. Сейчас дошло до того, что ты в блоге чужую запись перепостил и всё, пошёл ёлки на два года косить.
А: А чего ты тут не видишь, я не понимаю?
И: Я не вижу законченной картинки, как ориентация на Государя мешает нам развить здесь и сейчас что-то. Как это мешает мне, моей инициативе.
А: Мир большим кажется, слишком большим. Мир для нас это моя работа, мои близкие, моя семья. И если начинать вылазить чуть дальше, даже на уровень какой-то общественной организации то мне там скучно, неинтересно, я не понимаю что там делается. А вот Путин - он знает за всех, как вот знаешь, Сталин в Кремле, Ленин возле лампы с зелёным абажуром. Вот он сидит о нас думает, он всё знает, всё видит. А мне страшно пускаться в этот большой мир.
И: А я "маленький человек". Вот смотри. Я десять лет назад поехал на землю моих предков, город Дмитров. Я хотел найти деревню где моя бабушка жила. Я там нашёл местного жителя, мы разговорились, хороший такой мужик, и он начинает рассказывать мне что у них там вообще делается. Вон там ферма, австралийцы страусов разводят, там вон голландцы, там вон из ЮАР, здесь - немцы. И вот там везде фермы, сделанные западными людьми. Я спрашиваю: "и сколько там получают?" Он отвечает: "ну тысяч 20 в месяц". Наши рабочие столько получают. У них же есть инициатива! Из сраной ЮАР какой-то. Приехать и у нас выращивать страусов и яйца продавать в Подмосковье. У них же есть инициатива. Ну да, у них там кредит дешевле и легче получить, я понимаю. Но если бы у нас сейчас были бы дешёвые кредиты, то ничего бы не изменилось.
И вот здесь вот ты очень правильно копнул. Существую я в своём очень маленьком мире, и существует "Великий Государь". И вот не эта ли медитация над его величием мешает мне быть активным по жизни? И оборотная сторона этого. Хлеб невкусный из кормовой пшеницы. Мороженое на кокосовом масле, кружков нету, ребёнка одного не выпустишь везде одни сплошные педофилы и маньяки, значит Государь-то неправильный, и опа - "давайте социалистического Государя, Брежнева вернём". Вот он, этот механизм. "У меня хлеб плохой - значит Государя надо убрать и вернуть Брежнева". Вернём Брежнева, волшебной палочкой. Не интересует, что реально нужно сделать, чтобы усовершенствовать хлеб.
У либералов, всё то же самое, "надо убрать Путина, потому что он мешает развиваться". Я специально читаю Навального, у него вообще нет никаких идей. "Уберите Путина, назначьте меня и всё будет хорошо". Он там пишет: "вот я бы сразу отменил такой-то закон". Ему тут же пишут, что этот закон может отменить только Парламент. Это означает, что вы поставили себя выше Парламента? Было бы всё то же самое.
И вот получается что это картина мира, это система ценностей, в которой мы живём, "Великий Государь", который за нас в Кремле думает, и "маленький" я. И ещё чиновники, которые нас всегда задушат, если слово в блоге напишу. Вот эта картина мешает России развиваться. Она душит всякую инициативу на корню.
Мы русские, не живём в реальной реальности. Мы живём в мифологической, у нас есть "Великий Государь". То, что "я маленький человек" - это тоже миф. Мифологическое умаление самого себя. Человек очень много может сделать. И вот эта мифологическая реальность у нас отбивает всякую активность.
А вот теперь вспомни старообрядцев. Какая у них активность была! Они, во-первых были малый народ среди большого, и отсюда необходимость энергии для самоутверждения. Москвичи знают, что если кто-то идёт вверх по эскалатору, значит он приезжий. Москвичи никогда не ходят вверх по эскалатору. У приезжих энергия прёт, потому что они приехали завоёвывать своё место под солнцем.
Второе - старообрядцы противостояли Государю, они не считали его великим. И вот отсюда определённое пространство свободы, потому что у них другой миф о самих себе. И этот миф делал старообрядца свободным, более того, аналогичный миф был у еврея. Кто пошли в предприниматели в начале Перестройки? В основном евреи. Потому что над ним не сидел миф "начальника и маленького человека".
Благодарность Алексею К. за набор текста
Journal information