Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Метафизика заимствования по-русски



Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 01.02.2017

И: Я это место не нашёл у Набокова, но он с гордостью пишет, что у них в гимназии, где он учился были какие-то молодые люди, из самой что ни на есть аристократической молодёжи, которымгновенно перенимали все те увлечения, которые были в моде на Западе. Помнишь эту историю, когда появились вот эти доски на Западе, потом появились доски на двух колесах, потом роликовые коньки и прочее-прочее. Так вот я бы хотел освятить аспект этой проблемы. И вот сейчас на Западе новая мода. Есть у них такой сайт Омегле, ты там регистрируешься анонимно, нажимаешь кнопку и попадаешь на случайного анонимного собеседника. Там видео, как на скайпе. Все общаются на видео. Но и там так получается, что девочки-подростки, общаясь с мальчиками, показывают свои, так сказать, "части тела". Ну а мальчики, как правило, ставят на запись видеопотока. Потом режут на фотки, выкладывают в Сеть, ну и так далее. Я когда об этом узнал, первая реакция: "Господи, какие они там дебилы на своём Западе". Я думал, что это какая-то специфическая западная штука, которая до нас не дойдёт.

Вот ты же знаешь, что в самых элитных, закрытых английских колледжах принято когда старшеклассники трахают младшеклассников. У нас в школах такого нет и никогда не было. То есть отдельные случаи конечно были, но там - это традиция. Более того, когда ты, младшеклассник, потрахался со старшеклассником, он тебе покровительствует и вводит тебя в истеблишмент. И впоследствии вы там поддерживаете какие-то связи, политические, экономические и так далее. То есть это всё продолжается. Для нас это всё, а вот для них это обычное дело, так они выходят в свет. У них это такая традиция, и это очень распространено. Это не просто что Вигель там с кем-то спал среди одноклассников Пушкина, но вот они все. Я думал, что это тоже какая-то вещь, но это оказалось специфической особенностью Запада. Нет блин, до нас тоже дошло. У нас тоже девочки 11-летние показывают собеседникам всё, что те хотят увидеть.

Я не знаю был ли он для этого создан, но его для этого используют. Для чего он был создан, уже не имеет значения. И вот я сегодня ВК выложил видео, что девочка лет 11-12 говорит, что "если будет много лайков, тогда сниму трусики". От нравственной проблемы я сейчас абстрагируюсь. Если б я был отцом, я бы вообще повесился, не зная как воспитывать дочь в таких обстоятельствах. Я сейчас хотел обратить твоё внимание на тот самый аспект о котором я всё время пишу последние два года.

Дело в том, что Запад развивается как единое целое и там очень мощная экономика. Там очень много аспектов социально-экономической жизни, которые переплетены вместе и составляют единую систему, здесь мне немножко не хватает эрудиции чтобы сформулировать. И вот вся эта единая, могущественная система доходит до того, что 11-летние девочки показывают свои части тела мальчикам. А возможно что там мужики и постарше, там же неизвестно кто звонит. Вот понимаешь, у них это - одна из сторон их жизни. И эта сторона жизни ограничивается, удерживается другими сторонами жизни. А у нас это - заимствованная сторона, а все остальные стороны жизни, которые у нас есть как бы отсутствуют. И получаем, что эта одна сторона жизни становится точкой фокусировки.

Если возьмём западного парня, у него связи в гимназии, он делает карьеру, возьмёт кредит, получит хорошее образование. Для него, летание на параплане - один из аспектов его жизни. У нас же заимствованное летания на параплане становится фетишем. То есть единичное заимствованное, искусственно выдернутое их чужих условий, у нас не включено в аналогичную систему. Оно именно выдернуто. И оно становится из-за этого гипертрофированным, к нему иначе относятся. Он становится не элементом целого, а закваской, которая действует на целое и становится движущим фактором. Если на Западе движущий фактор - экономика, производственные отношения, торговля, сфера развлечений, сфера удовольствий (то есть то, что у них было движущим фактором последние 500 лет), то у нас движущим фактором является совсем другое.

Вынутые с Запада элементы какой-то красивой жизни, каких-то странных хобби, у нас это становится чем-то другим. Не частью системы, а дрожжами, которые заквашивают эту систему, трансформирует её. Оно её разрушает. Идиотизм заключается в том, что и не запретишь. Потому что если запретишь, то хуже будет. Во-первых запретный плод сладок, а во-вторых запретишь, а как проконтролировать? Ты же вчера читал Кордонского? У нас совсем другая система. У нас всё другое. Я вообще не понимаю, ну что у нас общего? Ну разве что жрём, срём и размножаемся, вот и всё что у нас общего с Западом. Так вот для нас это действует разрушительно. У меня была мысль, что мы всё равно на Западе позаимствуем, этот Омегле сраный. Но я не ожидал, что это произойдёт так быстро. Я смотрел на эти фотки и думал: "да, наверно через одно-два поколения у нас это тоже будет". Оп, а у нас это уже есть. Этому сайту всего два года.

То, что когда мы этот элемент вытаскиваем искусственно и себе прививаем, то он у нас становится не элементом, а чем-то большим.

А: Мы начинаем этому слишком много внимания уделять, как будто всего остального нет. И начинаем жертвовать во всех смыслах, и временем и деньгами. А поскольку тут такая неустойчивость, чёткости нет, контроля нет, то тем более идёт на всех парах.

И: Видишь в чём дело. На Западе этим сомнительным увлечением, той же самой наркоманией, той же Омеглой противопоставлены другие ценности. Что делает западный человек? Он, прежде всего, "пашет". Он ударно пашет для того, чтобы красиво отдыхать. И это везде чувствуется, особенно в Америке. Вот этот наш учёный, из Швейцарии, я выкладывал три месяца назад, он сравнивал как делают науку в разных странах. В Америке, он говорит, постоянный цейтнот в науке, там всё время пашут. И вот этот западный человек прошёл через все эти странные увлечения, и пошёл пахать. И это меняет дело. Ему уже не до этого. А у нас-то человек не пашет. Он расслабляется. И то единичное, что он заимствовал, имеет совсем другое значение.

А: Ну, это одно из развлечений. И насколько я понимаю, это развлечение для определённого круга.

И: Я так понимаю, что уже все школьники этим занимаются.

А: Ну так это школьники. Это возраст определённый.

И: Нет, но это понятно.

А: Ну как понятно? У нас может и старпёры.

И: Я взял просто для примера. Можно взять любое западное нововведение, связанное с развлечением.

А: Я к тому, что на Западе есть чёткая градация. Вот это развлечение для таких, а это - для таких. Наверно все могли бы, но определённая культура не позволит, преподавателям заниматься хернёй. А у нас преподаватель - это не культура.

И: Понимаешь, Запад - это немножко другой порядок. Вот помнишь, я тебе рассказывал последнее время, "русский порядок..." и так далее? На Западе ведь тоже порядок. Я в своё время в 90 или 91 году разговаривал со студентом, немцем, который специально учился в России чтобы потом ехать в Германию как специалист владеющий русским языком. Я ему начал говорить что мне нравится БМВ как автомобиль. Он говорит: "вы русские такие странные, у нас БМВ может иметь только директор завода". У нас каждый специалист может купить только тот автомобиль, который ему положен по статусу. Рабочий может купить Фольцваген или Опель недорогой. Мастер цеха может купить автомобиль подороже. На самом деле мастер цеха может позволить себе Мерседес, он получает достаточно. Но если он купит себе Мерседес, то его уволят, потому что он невменяемый. И точно так же начинающий бизнесмен может позволить себе роскошь купить Бентли. Но у него же не огромная корпорация! И с ним никто не будет иметь дело, если он приедет на Бентли. "Какого хрена ты купил автомобиль не по статусу? Ты неадекватно оцениваешь себя!" А русский человек, если на него сваливаются деньги, сразу покупает себе Бентли. То есть на самом деле у нас порядок доминируем другими ценностями. А западный порядок вот именно этим доминируем. Поувлекался-поувлекался, всё, время прошло. А теперь тебе пора пахать. А что у нас будет с человеком, я не знаю.

А: Самое главное ты уже сказал, что у нас при переносе части западной культуры происходит полный сдвиг. Мы концентрируемся на нём. А там это просто часть большого мира.

И: Да, а у нас это становится сущностью жизни. Я очень хорошо помню как мы относились к западным вещам в советское время, во время дефицита. Во-первых иномарка, выходишь там их магазина на Ленинском проспекте и иномарка стоит. И все мальчишки так вокруг: "сколько на спидометре? 220? У-у". Руль кожаный, всё хромировано. Для нас это не просто качественно сделанный аппарат, для нас это был фетиш. Это было нечто запредельное. Потустороннее. Это была как бы дверь в иное бытие. Бытие, которое запретный плод, рай.

И на самом деле, по большому счёту, артефакты, которые заимствует Россия, они для неё являются не просто такими же артефактами, а они оказываются нагружены дополнительным смыслом. Вот взять два слова, "общественное" и "социальное" - это же одно и то же. Но в академической лексике принято писать "социальное". И вот я читал статью лингвиста какого-то, он писал, что заимствованные на Западе слова воспринимаются как научная терминология, хотя на Западе они научными не являются.

И вот здесь то же самое. Заимствованные артефакты, заимствованные увлечения, развлечения воспринимаются, точнее, я бы так сказал, входят в рамку жизненных ценностей. Это не просто развлечения, типа вот был такой шоколад, а потом другой. Это становится ценностью - есть вот этот шоколад. Это то, ради чего живёт человек. Поскольку у нас нет развитой системы, которая противостояла бы западной, и включила бы заимствование с Запада в виде просто элемента, то получается что это заимствование у нас как раковая клетка, которой ничего не противостоит. Начинает размножаться и подчинять себе весь организм. "Если у меня этого нет, то я никто".

Андрей Кураев интересный текст написал 10 или 15 лет назад. Он писал что для нашего человека DVD-проигрыватель - совершенно особая вещь. Надо на площади выходить и требовать, жизнь неполноценна без DVD-проигрывателя. Наша жизнь без того, что сделано на Западе, начинает восприниматься как неполноценная. Я об этом тыщу раз писал, но ещё раз повторю: это означает, что Запад для нас включен в систему Высших ценностей. И то, что мы у него заимствуем, является, знаешь как голограмма в свёрнутом виде содержит изображение, также для нас эти заимствования содержат приобщение к западной "Высшей жизни".

Русский человек воспринимает Запад как Высшее, и заимствованное с Запада, тоже воспринимается как высшее нас. Поэтому если на Западе девочки могут позволить себе роскошь снимать трусики перед экраном, то когда наши девочки делают то же самое - это уже другое. Это уже формирует психику. А на Западе - нет. Сняли и дальше пошли. А у нас это захватывает. Тем более, что мы русские, люди увлекающиеся, люди, любящие дойти до крайностей. А. К. Толстого помнишь? "Коль любить, так без рассудку, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!" Вот это чисто русское восприятие.

И в этой ситуации заимствованное падает не просто на подготовленную почту, оно падает на взрывоопасную почву. Происходит взрывное подчинение себе этой ценности, когда она подчиняет себе систему. А мы этого не замечаем. Мы не замечаем, что ценность, заимствованная с Запада, взрывным образом подчиняет себе наши ценности.

Мы выяснили кто виноват, теперь надо выяснить что делать. И я не понимаю ,что можно делать в данной ситуации. Развивать систему очевидно, чтобы было что-то своё, какие ещё варианты?

А: Весь вопрос в том, что чтобы развивать своё надо себя понимать.

И: Здесь есть ещё один, даже более интересный момент. Я приведу пример с инъекциями инсулина. Если у человека диабет и ему начинают колоть инсулин, то собственный инсулин у него окончательно перестаёт вырабатываться. В старых, советских лекарствах было именно так. Поэтому старались не доводить до инъекций инсулина. Вот мне кажется с заимствованиями на Западе можно провести параллель. Смотри, мы заимствуем что-то, ну хотя бы цифровые фотоаппараты. У нас уже есть цифровой фотоаппарат! Зачем нам делать свой? Мы как бы у себе блокируем выработку цифровых фотоаппаратов, как инъекций инсулина. А зачем нам что-то делать, когда всё делается на Западе и делается качественно? Ну, делается на Западе, а собирается в Китае, но на самом деле всё равно это Запад. Так вот, а зачем? Мы всё равно такого качества уже не достигнем! Ну не сделаем мы уже такой фотоаппарат, а зачем тогда стараться? И вот получается такое обратное влияние, когда нас это расхолаживает. Нас, русских. Мы как бы паразитируем на том, что делает Запад, мы как сбоку припёка, а что мы ему предлагаем? Хлеб и сало? Пушнину? Мёд, пеньку, лён? Нефть? И всё.

То есть на самом деле заимствование, которое начал Пётр I, отнюдь не так безопасно как ему могло казаться. Это не просто заимствование в плане курения табака, камзолов и бритых подбородков. Заимствовались элементы, которые становились ценностью. Люди потом парятся по поводу подбородков и по поводу камзолов. Я помню как в советское время люди парились по поводу джинсов. Как люди парились чтобы их иметь. Чтоб настоящие американские, именно Lee или Levis. И русский человек, если у него нет того, что изобретено на Западе, он неполноценен. Вот у подростков есть эта совершенно идиотская вещь. Если всем детям в классе купили смартфоны, а у одного мальчика или девочки старый телефон, то всё. На ребёнка все смотрят свысока, его дразнят и у него формируется заниженная самооценка. Приходится покупать такой же, хочешь - не хочешь. У всех девочек есть кукла Барби, значит и у меня должна быть Барби.

И здесь то же самое. Если все это заимствовали, я тоже должен, иначе я неполноценен. Если мы у Запада не заимствуем, значит мы неполноценны. Вот она блин, самооценка русской нации! Кто мы вообще? И мы при этом великие! Прикольно, правда? При всём том, что я писал, мы ещё великие.

И: Я хочу сказать что здесь есть вариант удариться в другую крайность - автаркию. Но это будет ещё хуже. Россия уже сформировалась как нечто вторичное по отношению к Западу. Это уже данность. Такая же данность как и то, что мы с тобой оба очкарики. Ну только что контактные линзы остались. Но вариантов-то нет. Россия уже вторична по отношению к Западу, не только потому что у нас автомобили хуже или диктофоны, а потому что у нас цивилизация вторична. И надо что-то с этим делать, надо как-то устроиться чтобы мы были тем не менее, полноценным придатком Запада, а не просто сбоку припёка. Потому что эта система, положение дел, неравный обмен с Западом всё более заталкивает нас в эту жопу. Когда мы Емеля на печи и Запад нам по щучьему велению всё присылает. Так не может продолжаться долго, мы идём к кризису.

А: Да чего нам туда идти-то?

И: Нет, мы идём к настоящему кризису. Сейчас мы хотя бы за счёт нефти живём. Лет через 20-30 эта нефть будет вообще никому не нужна на Западе. И что мы тогда будем делать, я не знаю. Принципиальной вещью является то, что Запад является высшей ценностью для начальников, для чиновников, для властей. Мы-то по отношению к Западу ещё можем кочевряжиться "у нас тут культура, у нас тут Пушкин и Чайковский". Вот я вспоминаю реальные истории, которые я читал в мемуарах, когда люди приносили чиновнику оригинальную отечественную разработку, а он спрашивал: "а на Западе это как реализовано?" Ему отвечают: "на Западе аналогов нет". Тогда чиновник говорит: "ну раз на Западе нет, значит и нам не надо". Или ему говорят: "это лучше чем на Западе", а он отвечает: "нет, этого не может быть". Самый главный западник у нас - чиновник, власть. Пушкин-то ведь что писал? Что у нас царь - самый первый европеец в России. Он как раз это и имел ввиду. То есть здесь надо ещё эту чиновничью пирамиду переломить. А как сделать? Это вообще нереально! Потому что ей 1000 лет.

А: Основы...

И: Ты имеешь ввиду эпизодические реформирования, перетряски?

А: Ну потрясли, запинали, затолкнули, а что дальше?

И: Да, общая схема не меняется.

А: Просто будет период супернапряжения, который потихонечку сменится периодом расслабления. Это же всё видимость развития. Вот меня удивляет, что японцы и китайцы, несмотря на то, что сохраняют какие-то традиционные вещи, всё-таки развиваются. Пусть не так как Запад, но развиваются. А у нас нет развития. И такое ощущение, что не будет. Китайцы вон создали уже две Википедии, переплюнули по количеству статей оригинал. Они даже если что-то копируют, то всё равно выводят на какой-то другой уровень. И у них даже уже не заимствование идёт, а какое-то такое параллельное направление. А у нас даже копировать толком не умеют. Если копируют, то своего ничего не добавляют. Это удел отдельных полублаженных маньяков.
И: Ну, как перестроить систему, чтобы она использовала полублаженных маньяков, мы с тобой говорили. Речь сейчас идёт о другом. Об этом странном соотношении дел, когда Россия воспринимает себя как нечто вторичное от Запада, и всё что она заимствует, носит совершенно иной, не бытовой, а ценностный характер. Вот в этом есть проблема.


Благодарность Алексею К. за набор текста
Tags: Восток - Запад, карго-культ, проблема развития
Subscribe

Buy for 500 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments