Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Метафизика русского идеализма




Расшифровка диктофонной записи. Беседа с Алексеем от 30.03.2017 г.

И: Проблема, о которой я долго думал, и наконец удалось придумать общую схему. А проблема касается вот чего. В обществе есть идеалы и есть частные меркантильные интересы. Что должно превалировать? Что должно подчинить себе другое?

Потому что бытует мнение, что мы русские, идеалисты. И нам обязательно нужны идеалы, а без идеала мы не можем, без идеала ничего не пойдёт и вообще идеалы у нас - двигатель экономики. Вспомним тип общества, который был построен в СССР, где людей пытались заставить жить идеалами. Идеалы были очень хорошие. Но, во-первых, сами власти, с первых лет существования советского государства, профанировали эти идеалы - они ведь должны были показывать пример коммунистического нестяжания. А во-вторых, люди интуитивно понимали, что бесклассовое общество построить нельзя. Они видели, что всё равно существуют классы и расслоение общества. То есть на самом деле это достаточно сомнительная вещь, эти советские идеалы.

Этот тезис о том, что идеалы в обществе должны иметь приоритет над материальными интересами. Они должны находиться в определённой пропорции друг с другом. Тут я начал думать: вот есть же такие люди - идеалисты. И вот обрати внимание: даже по литературному опыту, человек, живущий идеалами очень требователен к другим людям. Он очень ригористичен. Более того - он даже жесток к простым людям. И система, живущая идеалами, очень жестока к простым людям. Казалось бы, советская система должна жалеть именно простых людей. Но ведь именно они были более бесправны в СССР. Разве не так? Кто имел большее количество свобод? Чиновники и интеллигенция.

И вот смотри, если мы берём человека или систему, в данном случае можно даже сказать и человека и систему, которые живут по принципу идеалистов, то они живут по принципу: "если действительность не соответствует идеалам, то тем хуже для действительности". И они начинают её жестоко ломать. Разве это не так? Вспомни топорные реформы, которые были в СССР. Когда производство размещались не там, где это было экономически выгодно, а из каких-то вообще левых соображений.

Система, которая любит идею больше, чем материальный интерес, менее гибкая. Тогда мы задаём вопрос: а что же тогда должно быть главным в обществе? Благосостояние, процветание? И получается, что благосостояние и нравственность должны быть как-то соотнесены между собой.

Проблема России заключается в том, что она не может выстроить такого баланса. У нас находятся идеалисты, которые требуют всего, например патриоты. Они же все идеалисты. Они предлагают автаркию от Запада, то, сё, это совершенно идеалистические требования. У либералов тоже требования идеалистические - копирование Запада, он они-то ведь интересами простых людей интересуются.

И очень часто аргументируют тем, что русский человек - идеалист и для них важны идеалы. Но ведь наш идеализм следует из русской лени. Сейчас я возьму пример, чтобы ты понимал, о чём идёт речь. Вот есть любовь. Любовь мужчины к женщине. Вот представь, есть такой мужчина, который настолько богат, у него есть душевные силы отдавать любовь. Чтобы не только о себе думать, а заботиться о женщине, решать её проблемы, делать, чтобы ей было хорошо. Он эту любовь распространяет и на неё, включает в себя. Эта любовь от богатства.

А есть любовь от бедности: "я держусь за эту женщину, потому что а вдруг со мной больше никто не будет?" Это та самая логика, которую имел ввиду Христос, когда говорил, что кому что дано, тому и прибавится. А тому, кому не дано, отнимется и то, что есть. Это вот оно и есть.

И вот эта логика - любовь от силы или от слабости. Человек может держится за любовь потому что он слабый. Эта не любовь, это соломинка для утопающего. Возникает вопрос: а мы, русские, идеалисты от внутренней силы? От идеалов? Или от слабости и лени?

Вот здесь хочу задать тебе вопрос: а русские сильные? Мы сильные как народ? Что свидетельствует о том, что мы сильные, и что может это доказать? Ты сейчас скажешь: "ну как же, мы же побеждали в большинстве войн". Это правда. Но война - это экстремальная ситуация. Любой народ в ситуации войны обостряет свои силы. Вот скажи, каким способом мы присоединяли новые территории? Американцы в большинстве своём либо отбирали их у туземцев, либо даже покупали. Я прочитал твою статью про Аляску. Они купили вот эти и эти штаты. А мы распространялись, потому что шли за пушниной. Здесь пушнину всю перебили и пошли дальше. Это проявление силы?

Что такое сила, как она проявляется в присоединении территорий? "Мы хотим присоединить этих ребят, одарить их настоящей верой, позволить им в церковь ходить, университеты им построим, дороги им проведём". Мы сделаем им хорошо, присоединим их к цивилизации - вот это и есть сила. А мы идём только потому что там пушнина и мёд.

Хорошо, давай возьмём другой вопрос. В плане прогресса русский человек не чешется, пока не получает волшебного пенделя. Это сила? Говорят, что сильный человек - это человек, который держится за идеалы, который верен своим идеалам. Согласись - это правда. А сколько раз за последние столетия мы отказывались от идеалов? Во время Петра I, в Революцию, в 91-м году... Мы же отказываемся от идеалов!

Ну хорошо. Тогда ещё один вопрос. Сила же связана с независимостью? Мы русские, независимы? Ну экономически - Бог с ним. Мы не можем сделать компьютер и покупаем на Западе ноутбуки. Но вот это постоянное оборачивание на Запад? Мы же в космос первыми полетели не из независимости! Не потому, что нам это было действительно нужно, из внутренних потребностей производства или торговли, а чтобы показать всему миру, что мы лучшие. Это независимость?

Мы независимы? Вот наша история более всего показывает что мы более чем зависимы. А от Византии как были зависимы! А богослужебные книги как правили, чтобы походить на греков! Это что ли независимость? Когда мы были независимы?

От идеалов 17 года мы отказались, от идеалов 91 года мы уже отказываемся. От либерализма мы отказываемся и уже идём в сторону тоталитаризма. И все молчат. А вот эта логика, что барин приедет и всё устроит, это наша сила? Наша зависимость от власти? Власть неправильная, а мы все лапки свесили, сидим и понимаем, что надо срочно делать реформы. И все сидят, ну как же, это же власть, а не мы, жираф большой, ему видней - это, что ли, сила? Ну так приведи пример, в чём мы сильней? В области балета?

И вот я спрашиваю: мы идеалисты от силы ли, если мы слабые сами по себе?

Наш идеализм есть компенсация нашей слабости. Мы идеалисты от слабости, а не от силы. Это уже очень глубокий уровень копания в народном бессознательном, но тем не менее, это так. Хорошо, наши власти, наши лидеры. Они пришли к кормушке, они показали достаточно силы чтобы воздержаться от соблазна обогатиться? Они показали нам эту силу? А ведь это лидеры нации.

Сильные всегда самодостаточны, они не живут с оглядкой на других. Если мы постоянно смотрим, "а как там Америка? А как там Европа?" и тут же начинаем тротуары делать как в Европе, это что ли, независимость? У нас самая позорная моральная зависимость от Запада. Уж позорней чем у нас, её просто нет. Японцы гораздо более независимы.

И вот здесь возникает такая мысль по поводу соотношения идеалов и материальных интересов. Слабым людям не надо строить из себя героев. Задача разрешается очень просто: надо признать, что мы слабые. Мы идеалисты от нашей слабости. Значит да, нам идеалы нужны. Нам нужен этот "нас вдохновляющий обман". Мы должны становиться лучше. Идеалы делают нас лучше, но на первом месте у нас должно быть процветание.

Так что ларчик на самом деле открывается достаточно просто. Вот если бы мне доказали что мы сильные, тогда да. А вот мыслить себя сильными, выдумать себя сильным, бить в зубы тому, кто утверждает что мы слабые - это мы способны. А русские сказки что? Все расслабляются, приходит Илья Муромец, положил всю рать. Вот все сидят и ждут, когда придёт Илья Муромец.

Такое соображение, что в России не надо уж так афишировать то что мы на самом деле достаточно слабые люди. Но идеалы у нас должны быть в подчинённом положении по отношению к процветанию. А самое главное - процветание и простые люди. Я тебе скажу больше: все наши великие достижения не от внутренней силы, а от компенсации, чтобы скрыть слабость. И в космос мы первые полетели чтобы скрыть слабость, чтобы скрыть какие у нас туалеты в деревнях. Когда американцы строили холодильники, посудомоечные и стиральные машины, мы в это время спутники делали. Вместо того, чтобы заботиться о простых людях. "А простые люди хрен, переживут. Самое главное что мы первые в космосе."

Идеалы должны быть на втором месте после процветания. Они должные быть включены в процветание. Вот обрати внимание: даже если взять Гитлера, то у него тоже всё было подчинено идеалам, но процветание туда было включено не за счёт жертв народа.

А: Так там сама основа была - процветание народа.

И: А у нас - все достижения за счёт народа. Народ - это никто, навоз во имя величия России. Ну хорошо, это был Советский Союз. Но сейчас-то мы вроде как к христианству возвращаемся. А что Иисус Христос писал? Что для Бога каждый человек бесценен. Значит и для Правительства каждый человек должен быть бесценен. Чтоб у него хорошая поликлиника была, чтобы его ребёнок в хорошую школу мог ходить, дорога была нормальная от села, все магазины, хороший отдых. Если есть что добавить, то добавь.

А: Больше тут ничего не вставить. Потому что в чём величие состоит? В том что ты живёшь своим, своей мыслью, своим пониманием, ты делаешь то, что ты считаешь нужным и не оглядываешься ни на кого. И никому ничего не доказывая.

И: Не просто так. Если я - великий, то всем должно быть хорошо от моего величия. Вот Гитлер, величие немецкой нации. Они собирались паразитировать на других. Присоединить территории, рабов себе подогнать - это не то величие. Настоящее величие - это то, от которого всем хорошо. И не просто русскому народу или верхушке, а простым людям. Если люди страдают, какие мы великие?

Здесь совершенно применимо рассуждение Ивана Карамазова или Дмитрия Карамазова о слезинке ребёнка, помнишь? Он говорит, что если в будущем какой-то прогресс, но ребёнок зачморён, то я отдаю свой билет в это будущее.

И здесь то же самое. Если величие, то я тоже готов отдать свой билет в это величие. Мне важны простые люди! Вот эти бабушки, которые всю жизнь работали, а теперь роются в помойке. Эти бабушки должны иметь достаточно денег, хотя бы чтобы в помойке не рыться. Чтоб была еда и деньги на лекарства. Ладно уж там по всему миру ездить, как западные пенсионеры.

У меня есть подозрение, что всё, что я здесь рассказал, весь мир прекрасно понимает. Потому что со стороны-то оно виднее. Поэтому нас никто не любит и не уважает. От нас все и бегут. Чехи, венгры, поляки в 60-е годы. Мы сами нищие и других делаем нищими, не даём развиваться. А какая у нас аргументация? "Мы Польшу спасли от фашистской заразы". Ну спасли, а потом что сделали? Сколько поляков по лагерям рассажали, из числа интеллигенции? Я у бабушки снимал комнату в Витебске, она из западной Белоруссии, рассказывала, что всю интеллигенцию мимо них гнали в Сибирь табунами. Потому что они же цвет нации, слишком много думают. Носители вредных идеалов.

А: А тот, кто думает - слишком опасен.

И: Конечно. Так что наше величие довольно дутое. Мы вон немцев победили, в космос слетали, и что? Это компенсация!


Благодарность АЛексею К. за набор текста
Tags: диктофонные записи, идеология, история, патриотизм, проблема величия, психология, русское, философия
Subscribe
promo kot_begemott december 9, 2014 04:34 99
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Ещё есть карта ВТБ-24: 5278 8300 4920 8709 Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments