
Чем больше вводят ограничений, тем больше у нас идеализируют Запад. И чем больше ругают Запад, тем больше у нас в него верят.
Русский человек вообще любит запретный плод. Мы далеко не немецкие бюргеры, которые гордятся своей законопослушностью.
Самое худшее, что могут сделать власти - закрыть выезд. Тогда идеализация Запада достигнет максимума. Так уже было - своего максимума эта идеализация достигла в середине 80-х. А отсюда - уже недалеко до моральной капитуляции перед Западом. Достаточно политику произнести фразу "строительство общеевропейского дома", как все за ним пойдут, не разбирая дороги.
Такое ощущение, что в этом плане Запад для властей не существует. Они готовы учитывать его лишь в плане realpolitik. Между тем, Запад существует. В том же самом смысле, как "flat is being", то есть оказывает влияние самим фактом существования. Он существует как идеал.
Если вокруг всё беспросветно, то надо же иметь какой-то идеал? Образ, на который ориентироваться. Чёрная полоса пройдёт, по каким лекалам строить новую жизнь? Разумеется, копируя с Запада.
Гоголь показал очень интересную картину, как в России сменяют друг друга толстый правитель (охранитель) и худой (либеральный разрушитель). Он, однако, не показал, что почву для будущего оголтелого либерализма и западничества создают как раз охранители-консерваторы. Чем более зажимает гайки Путин, тем выше вероятность победы Навального.
Journal information